11:05 / 22.01.2026Европейский комитет указал на несоблюдение Азербайджаном трудовых и социальных прав граждан

Ситуация в Азербайджане с трудовыми правами не соответствует положениям Европейской социальной хартии. Такие выводы содержатся в заявлении Европейского комитета по социальным правам.

Европейский комитет по социальным правам - структура Совета Европы - обнародовал 21 января доклад о реализации положений Европейской социальной хартии в странах континента, в частности, относительно статьи 4.3 (право на справедливое вознаграждение, недискриминация женщин и мужчин в отношении вознаграждения), статьи 5 (право на объединения), статьи 6 (право на коллективные переговоры), статьи 20 (право на равные возможности и равное обращение в вопросах занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола). 

В части, касающейся недискриминации, указывается, что в статье 9 национального закона "Об обеспечении гендерного равенства" отмечается, что "работники на одном и том же рабочем месте, имеющие одинаковую квалификацию и работающие в одинаковых условиях и выполняющие работу равной ценности, имеют право на равную оплату труда". Однако эта формулировка, по мнению авторов доклада, является более узкой, чем принцип, изложенный в Хартии в отношении определения работы "равной ценности".

Кроме того, в исследовании указывается, на отсутствие в Азербайджане прецедентной судебной практики по обеспечению принципа "равной ценности" и исключения дискриминации в оплате труда по принципу пола.

Авторы доклада приходят к выводу, что в законе Азербайджана и судебной практике отсутствует определение равноценного труда, отсутствуют системы классификации должностей и оплаты труда, не достигнут измеримый прогресс в сокращении гендерного разрыва в оплате труда.

Касательно статьи 5 (право на объединения) Европейской социальной хартии указывается на гарантирование статьей 9 Трудового кодекса права работника на членство в профсоюзах, а также участие в забастовках, митингах, собраниях и других массовых мероприятиях, организованных профсоюзами.

Однако, по мнению авторов доклада, в Азербайджане не были приняты меры по поощрению или укреплению позитивной свободы объединения трудящихся в профсоюзы, особенно в секторах, традиционно характеризующихся низким уровнем профсоюзной организации, или в новых секторах, в частности, на платформах об оказанию индивидуальных услуг.

При этом членам органов полиции и вооруженных сил не гарантируется право на создание профсоюзов. В статье 6 "Право на коллективные переговоры" в ряде сфер ограничиваются права на "коллективные переговоры" и "совместные действия". Так, сотрудникам полиции отказано в праве на забастовку. Военнослужащим и гражданскому персоналу в вооруженных силах отказано в праве на забастовку и не установлено, что существуют эффективные средства, с помощью которых они могут эффективно вести переговоры об условиях труда.

Также в праве на забастовку отказано другим государственным служащим, включая работников экстренных служб (больницы, электроэнергетика, водоснабжение, телефонная связь, управление воздушным движением и пожарная охрана).

Что касается статьи 20 "Право на равные возможности и равное обращение в вопросах трудоустройства и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола", то в докладе указывается на непредоставление правительством информации в Европейский комитет по данному аспекту хартии.

По мнению комитета, ситуация не соответствует хартии, поскольку отсутствует прогресс в представленности женщин в советах директоров публичных компаний и государственных учреждений, в содействии участию женщин на рынке труда.

Азербайджанский юрист, участвовавший в реализации проектов гражданского общества, также указал на серьезные проблемы с реализацией трудовых и социальных прав.

"В Азербайджане граждане лишены надежных механизмов трудовых и социальных прав. Конфедерация профсоюзов - наследие советского прошлого и по сути является подручной структурой правительства. Создание альтернативных профсоюзов наталкивается на административные препоны. Попытка создать такие профсоюзы в новой сфере - платформе курьеров по доставке пищи, обернулась арестами этих профсоюзных активистов, создавших конфедерацию профсоюзов "Рабочая платформа" - Афияддина Мамедова, Эльвина Мустафаева, Айхана Исрафилова", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист, не пожелавший публиковать свое имя.

14 января 2025 года суд приговорил к восьми годам колонии руководителя альтернативной конфедерации профсоюзов "Рабочая платформа" Афияддина Мамедова, признав его виновным в нападении с ножом на прохожего.  Активист заявил, что его преследуют из-за профсоюзной деятельности, и отверг обвинения в нападении, сообщив, что сам был избит. 

Активист альтернативной конфедерации профсоюзов "Рабочая платформа" Эльвин Мустафаев был обвинен в незаконном обороте наркотиков. Активист отверг обвинения, заявив, что наркотики ему подбросили силовики. Суд приговорил Мустафаева к трем годам заключения, Верховный суд Азербайджана в мае 2025 года оставил в силе приговор. 

Кроме того, по его словам, ограничены права на коллективные действия сотрудников сферы государственной службы и силовых ведомств, из-за чего они не могут отстаивать свои права и порой вынуждены выполнять неправомерные распоряжения начальства.

"Серьезная проблема - дискриминация прав по гендерному принципу. Работодатели часто отказываются принимать на работу молодых женщин, исходя из того, что потенциально они могут в перспективе уйти в декретный отпуск. 

Кроме того, есть проблемы в равной оплате труда. "Мужчинам-работникам за одну и ту же работу платят порой более высокую зарплату, чем женщинам на том основании, что они главы семейств. Мало женщин на руководящих должностях как в государственном, так и частном секторах", - сказал эксперт.

Автор:Фаик Меджид