19:58 / 15.12.2025Активисты в пяти странах почтили память Айшат Баймурадовой

В память об убитой в Ереване уроженке Чечни Айшат Баймурадовой прошли акции в Вильнюсе, Хельсинки, Париже, Мадриде и Буэнос-Айресе. 

Как писал "Кавказский узел", 23-летняя уроженка Чечни Айшат Баймурадова 19 октября была найдена мертвой в съемной квартире в Ереване. Она сбежала в Армению от домашнего насилия, но при этом публично критиковала кадыровскую власть. Около дома, где нашли тело Баймурадовой, были замечены Карина Иминова, которая вызвала Айшат на встречу, и 30-летний уроженец Чечни Саид-Хамзат Байсаров. Официально причина смерти Айшат не названа. Баймурадова умирала долго и мучительно, а убийцы дожидались, пока она умрет, рассказал 8 декабря директор Кризисной группы СК SOS* Давид Истеев. Следователи направили запрос в Россию, чтобы найти родственников Айшат, готовых забрать тело, однако желающие похоронить ее на родине не объявились

Беглянки с Кавказа на чужбине оказываются в уязвимом положении из-за сильной ностальгии, что заставляет их искать контакты с выходцами из регионов СКФО и создает опасность раскрыть убежище. Армянская сторона должна предпринять решительные шаги для расследования убийства, заявили правозащитники. На пикете в Ереване активисты призвали власти Армении обеспечить государственную защиту женщинам, бежавшим из Чечни и других северокавказских регионов.

Акции в память об Айшат Баймурадовой в разных странах состоялись сегодня, так как 15 декабря исполняется два месяца со дня ее убийства, сообщила Кризисная группа СК SOS*. 

Активисты возложили цветы и свечи к фото Айшат, установленным у посольств Армении или России, как минимум в пяти странах - Аргентине, Франции, Испании, Финляндии и Литве. “Вы тоже можете принести цветы, свечи или портрет Айшат к посольству Армении или посольству России”, - говорится в публикации Telegram-канала группы. 

Правозащитники, которые готовят в Армении похороны Айшат Баймурадовой, не исключают, что им могут и не отдать ее тело из морга, несмотря на то, что родственники отказались его забирать, отмечается в публикации Paper Kartuli. 

Основательница правозащитной группы “Марем” Светлана Анохина отмечает, что правозащитники предупреждали Баймурадову об угрозах чрезмерной открытости в соцсетях, но анонимность девушке давалась “сложнее всего”. 

“Она вела соцсети, причем под собственным именем и выставляя геометки. Понятное дело, это было очень небезопасно. Многие возмущаются в комментариях: „А почему вы ее не сопровождали дальше?“ Да потому что она бежала к свободе и самостоятельности, а не к переходу из одной зависимости в другую. Мы можем помочь, можем посоветовать, можем предостеречь, но командовать живым человеком мы не можем. Если человек затаился и живет, как мышь, вряд ли его быстро найдут. Но очень трудно жить, как мышь, если тебе 20 и ты всю жизнь жил, как эта самая мышь. Уже накипело и хочется просто нормальной человеческой жизни”, - цитирует издание слова Анохиной.

Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* внесены в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:"Кавказский узел"
15.12.2025 в 23:00Игорь С
Когда-нибудь и в Чечне будут поминать ее... 
18.12.2025 в 08:57herlinda
Игорь С (Эксперт) # Само собой. Мы с Вами из того же «Государя» взяли то, что интересно и ближе нам, а тот же Иосиф Виссарионович, мог взять совершенно другое.
16.12.2025 в 13:08jarod
Когда нибудь да, но нужны годы...
19.12.2025 в 10:25rod
tyler_hintz # Да, именно так.
19.12.2025 в 10:28rod
Игорь С (Эксперт) # Помимо «Государя» Иосиф Виссарионович», думается еще и труды классиков коммунизма изучал. Ну и делал соответствующие выводы.
19.12.2025 в 10:30rod
tyler_hintz # Признаюсь, при всем моем крайне негативном отношении к личности Сталина, надо отдать ему должное. Он, по крайней мере, не был барыгой, как многие нынешние наши властители.
19.12.2025 в 10:36rod
ferdinand # Макиавелли был «голова», ничего не скажешь. Тот же «Государь» актуален и в наше время. Может стоит порекомендовать нашим власть имущим, хотя бы бегло прочитать этот его труд?
18.12.2025 в 14:36Игорь С

ferdinand # 

Если внимательно посмотрите, то заметите, что вы просто развернуто пересказали главную мою мысль. Все что делать государь, он делает для удержания власти в своих руках. Или вы думаете, что если сказать это длинее, будет как-то понятнее? 

17.12.2025 в 09:33zachariah
jarod # Может даже десятилетия.
19.12.2025 в 10:38rod
Игорь С (Эксперт) # Да, но один государь удерживает власть пользуясь поддержкой и уважением со стороны подданных, а второй делает это путем насаждения атмосферы и страха. Как там было: «пусть ненавидят, лишь бы боялись»?
17.12.2025 в 09:37zachariah
Игорь С (Эксперт) # Ну, Баймурадова все же не была каким-то государственным деятелем, или известной личностью, чтобы ее поступок оценивали по прошествии какого-то времени. А по поводу «Государя» Макиавелли, где-то было, что эту книгу сам «вождь народов» Иосиф Сталин-Джугашвили почитывал.
17.12.2025 в 09:39zachariah
myron_lebsack # В чем именно? Не она первая, и, боюсь, не она последняя, кто может стать жертвой т.н. «убийства чести».
17.12.2025 в 10:29coy_ward
Игорь, отношение к событиям и исполнителям со временем меняется. Смотрим под другим углом...
17.12.2025 в 13:05Игорь С
 zachariah # 

Читать и понять - это про разное... Каждый ведь берез из читаемой книги лишь то, что ему ближе... 

19.12.2025 в 11:31monte
Удерживать власть только для своих амбиций и выгоды, или для безопасности и улучшения жизни населения? Это разные вещи...
19.12.2025 в 11:32monte
Конечно прагматик. Мне кажется, что он был верным большевиком...
19.12.2025 в 11:33monte
При Сталине улучшалось развитие общества?...
20.12.2025 в 08:39latanya
monte # Естественно. Не быть большевиком при большевистской власти, это как-то не по-коммунистически. :smile:
20.12.2025 в 08:41latanya
monte # Да, согласен. Власть ради власти, и власть для служения народу, построения справедливого государства, это разное.
20.12.2025 в 08:43latanya
monte # Во всяком случае при Сталине и прочих Генсеках, как говорил мой дед, у населения была какая-то надежда на светлое будущее для себя и своих детей. А сегодня?
18.12.2025 в 11:11Игорь С
herlinda #

Главная идея Макиавелии в его "Государе", что власть имеет лишь одну цель, а именно имеет целью сохранение собственной власти. А все эти фигли-мигли про процветание общества, про благо народа, про мораль и защиту ценностей - это картонная дурилка для тех, кто верит. Похоже Джугашвили хорошо это уяснил... 

18.12.2025 в 11:12Игорь С
herlinda # 

Т.е. истины не будет никогда, а будет лишь идолопоклонство нескончаемое?

17.12.2025 в 13:08Игорь С
coy_ward # 

А где тогда истина? Мы меняем угол зрения, а когда мы скажем, что вот оно истинное видение ситуации? Или мы так будем от эпохи к эпохе скакать от "истины" к "истине", четко подавая будущим поколениям, что все опять изменится и следующее поколение опять начнет с того, что будет валить наших идолов истины? 

18.12.2025 в 11:40tyler_hintz
Это совершенно естественно...
18.12.2025 в 11:41tyler_hintz
Нельзя Сталина мазать только чёрной краской...
18.12.2025 в 11:42tyler_hintz
Истина и правда у всех разная. У людей и поколений...
16.12.2025 в 14:42Игорь С
Недавно вычитал, что книгу Макиавелии "Государь" начали реально много и вдумчиво читать через 300 лет после ее написания. Похоже, что мы живем лишь для того, чтобы нас оценили через много много лет... Потом поступок этой девушки оценят, но уже другие мы и еще будем удивляться почему в тот момент мало кто оценил из современников. На удивление справделивости больше через 300 лет не станет... Увы... 
16.12.2025 в 16:44myron_lebsack
Опередила время в своём месте...
18.12.2025 в 08:51herlinda
Игорь С (Эксперт) # Новая метла, метет по-новому. Так в России всегда было, есть и будет. Любая новая власть начинает с того, что ругает прежних властителей. Сегодняшнее руководство прямо-таки обожает списывать все сегодняшние неурядицы на «лихие девяностые». А ведь по большему счету они и во власть-то попали именно благодаря этим самым 90-м. Вряд ли во времена Сталина, Хрущева. Брежнева или Андропова они смогли бы сделать карьеру. Не тот уровень. 
16.12.2025 в 08:14sherri_kirlin
Игорь С (Эксперт) # Будем надеяться, что придет такое время, когда в Чечне будут поминать и ее, и жертв нынешнего правящего режима. Ту же правозащитницу Наташу Эстемирову, журналистку Анну Политковскую и других.
16.12.2025 в 08:09nathalie
Ощутите весь трагизм ситуации. Родственники отказались забирать тело Баймурадовой, а в пяти странах организовали акции в ее память. Показательно и то, что все акции прошли в немусульманских странах. То есть, люди, которые были совершенно незнакомы с Баймурадовой, провели какие-то акции, а вот ее близкие даже не желают по-человечески похоронить убитую. И все они, наверное, считают себя верующими людьми, по пять раз в день совершают намаз, читают молитвы и все такое прочее. Знавал человека, который, как рассказывали, где-то в начале 90-х убил целую семью из четырех человек с целью ограбления. Ему это сошло с рук, так как вскоре последовала первая война в Чечне. Эта гнида умудрилась выжить в обеих войнах, да еще изображала из себя истинно верующего мусульманина. Он не попускал ни одной пятничной молитвы в мечети, держал уразу, совершал обязательные и суннат-намазы, раздавал закят. В общем, со всех сторон положительный человек, если подумать. Умер лет пять тому назад. Причем, как рассказывали, умирал очень долго и тяжело. А на похоронах только и говорили о том, каким он был набожным человеком, отзывчивым и со всех сторон положительным. И сегодня, как отмечают многие, на похоронах убитых или умерших  сотрудников структур, о которых все знают, что те пытали, убивали и сажали людей по надуманным обвинениям. можно услышать исключительно хвалебные оды в адрес усопших. Одно лицемерие кругом. Это я к тому, что и про убийцу и родственников этой несчастной девушки в свое время, с большой долей вероятности, будут говорить как о хороших людях, а их жертву и не вспомнят.
16.12.2025 в 08:41jae_farrell
Сегодняшние ночь и утро обошлись без объявления беспилотной опасности на территории Чечни. Надо сказать, что с 1-го по 15-е декабря включительно режим беспилотной опасности с сопутствующими ограничениями (отключение мобильного Интернет и перебои со связью), вводился в республике 12 раз. Так что начало второй половины месяца, вселяет определенную надежду на то, что угрозы налета БПЛА и связанные с этим неприятности для жителей Чечни если и не прекратятся совсем, то хотя бы перестанут быть регулярными, как это было до сих пор.
16.12.2025 в 17:01Игорь С

myron_lebsack # 

Вот и получается, что жертва ради будущего - это человек опередивший свое время? И если жертва будет принята будущими поколениями, значит жертва были не зря, значит она реально опередила время. Помните как большевики после прихода к власти подняли на щит декабристов, народовольцев и даже анархистов, которые погибли на каторгах или были казнены. Это попытка искусственно утвердить ненапрасность жертвы, которую эти люди принесли ради будущего. Но вот прошло уже 200 лет (26 декабря) со дня выхода декабристов на площадь и что же мы видим? Сегодня они подаются как бунтовщики, которые пытались свергнуть законную власть и они не пример для будущих поколений. Хотя это была первая попытка в истории России, когда подданные пытались поменять режим управления в Российской империи. До этого все восстания и бунты не посягали на режим, а это были первые посягательства на режим. Они задали культуру смены режима, которая до сих пор работает как тренд и теперь стоит задача перед властью как бы этот тренд свести к нулю. К стати, сегодня мы живем в том состоянии режима, который пытались утвердить декабристы, режим не монархический. По сути нам бы надо было быть благодарным им. Но вместе с желанием утвердить новый режим, они принесли еще и саму культуру смены режима, что, увы, очень неудобно... Мы же помним, когда в России поменялся режим? А именно почти через 100 лет после выхода декабристов на площадь. А через еще 100 лет мы глядим на них с сомнением... 
17.12.2025 в 09:47zachariah
Игорь С (Эксперт) # Так сегодня не только к декабристам отношение у власть имущих поменялось. Народные восстания Булавина, Разина и Пугачева тоже уже под другим углом рассматриваются. Тоже бунтовщики и преступники. Если подумать, то и большевики фактически были государственными преступниками. Они вооруженным путем захватили власть, развязали Гражданскую войну, и устроили самый что ни на есть геноцид населения, начиная с  «красного террора», и кончая искусственным голодом и «чистками» конца 30-х годов. А мумия «вождя революции» все еще покоится на Красной площади, а «вождя народов» опять поднимают на щит. Как с этим быть?
18.12.2025 в 08:53herlinda
coy_ward # Согласен. В разное время и в разные эпохи отношении к тем или иным событиям прошлого воспринимается по-другому. 
17.12.2025 в 13:04Игорь С
 zachariah # 

Может попробовать не торопиться с выводами? Ведь культура заданная большевиками, на активное снесение идолов, и в нас живет мы хотим сегодня снести их идолов? Может попробовать как-то принять и ту Россию, что был до большевиков и что была при большевиках. Ведь если продолжать сносить идолов былых времен, то следующее поколение снесет и наших идолов? Может понять, что Россия она такая и есть, очень, очень, очень разная и каждое следующее поколение занимает достойное место в истории. А считать, что мы то сегодняшние точно ухватили Бога за бороду и все кто были до нас неправы - это же обыкновенная человеческая слабость? Не возможно принимать только одну какую-то часть России, надо постараться принять всю разность России во времени и пространстве. Но это очень сложно... Мы же хотим простых ответов... 

18.12.2025 в 08:55herlinda
Игорь С (Эксперт) # Именно так. Идолы тем и хороши, что их можно и нужно время от времени сносить, чтобы воздвигать своих идолов. 
18.12.2025 в 13:38ferdinand
"Главная идея Макиавелии в его "Государе", что власть имеет лишь одну цель, а именно имеет целью сохранение собственной власти"

Игорь Валентинович привычно жжет )))

1) власть стремится сохранить... собственную власть? это как? что такое власть власти? сохранить ДЛЯ ЧЕГО? просто так? что же тогда вся политфилософия крутится вокруг этого злосчастного Макиавелли, а теоретики республиканизма исписали километры комментариев к Макиавелли, раз все так банально и просто?

2) это не то что не главная идея "Государя", в "Государе" вообще такой идеи нет.

3) власть по Макиавелли одинаково представляет государя, знать и народ

4) цель государя по Макиавелли - благополучие и успех государства

5) по Макиавелли сохранение власти необходимо государю для политической победы

6) политическая победа по Макиавелли выражается в эффективном управлении государством

ИТОГО - вся конструкция "Государя" держится на достижении того, что Вы назвали "дурилкой картонной" (за исключением "морали", но и это понятие растяжимое).

18.12.2025 в 14:39Игорь С
А где здесь про черную краску Джугашвили? Вообще-то нахождение в политическом поле связана именно с получением и удержанием власти. Другого в политическом поле быть не может. Это надо просто принять. Если кто-то думает, что в политику идут за чем-то другим, то он глубоко ошибается и лепить из Джугашвили идеалиста не надо. Он политик-прагматик.
19.12.2025 в 10:33rod
Игорь С (Эксперт) # Естественно, попав во власть выпускать ее из рук мало кто хочет. Это вон «на загнивающем Западе», могут раз в 4-5 лет менять власть. У нас традиции совершенно другие. Наши за власть держатся, пока их ногами вперед не вынесут. А товарищу Сталину надо отдать должное. Он, как выразился в свое время премьер Великобритании сэр Уинстон Черчилль, «получил Россию с сохой, а оставил ее оснащенной атомным оружием».