Почему армяне покидают Родину?
Пик миграции из Армении пришелся на 1995-1996 годы. И хотя точной статистики исхода не существует, называется примерная цифра - 100 тысяч человек в год.
По мнению независимых экспертов, за эти годы вследствие массового отъезда граждан население страны сократилось примерно на 1 миллион человек. Побудительные причины, обрекающие людей на разлуку с родиной, родными и друзьями, общеизвестны. Это прежде всего кризисная экономическая ситуация, ввергшая в нищету тысячи семей как в Армении, так и на всем постсоветском пространстве после развала СССР.
Ситуацию усугубила война в Карабахе, блокада, последствия Спитакского землетрясения, энергетический кризис и массовая безработица после закрытия производств. Для части русскоязычного населения к этим проблемам прибавилась и ликвидация русских школ. Некоторое время население Армении находилось в ожидании, что правительство сумеет найти пути выхода из кризиса, однако вскоре тупиковость ситуации стала окончательно ясна всем, и начался массовый исход из страны, который мигранты называли единственным выходом.
В те годы, как, впрочем, и сейчас, многие эксперты задались вопросом: почему из всех республик постсоветского пространства именно Армения раньше других встала на "путь исхода", почему эту, одну из самых маленьких республик бывшего СССР, покинуло так много ее граждан?
Ответов на этот вопрос несколько. Во-первых, это менталитет веками гонимой нации, готовой при первом сигнале опасности срываться с насиженного места и искать спасения в чужих краях. Существует даже такое выражение, что "у оседлых армян менталитет кочевых народов". Способность быстро и адекватно реагировать на опасность выработана жизненным опытом множества поколений и заложена в исторической памяти. Так что, старинная поговорка "Вортех хац, айнтех кац" ( дословно: "Будь там, где хлеб") - это больше, чем просто прагматизм, это - генетика.
Вторая побудительная причина миграции - это спюрк (диаспора). Не в том, конечно, смысле, что зарубежные соотечественники побуждали наших сограждан покидать Армению. Напротив, потоками щедрой финансовой помощи, огромными партиями гуманитарных посылок они всемерно старались облегчить им тягостное существование и удержать на родине.Однако сам факт существования за рубежом сильной влиятельной диаспоры, в среде которой многие армяне, живущие в Армении, имели родственников и друзей, придавал им уверенность, что на чужом месте они не будут одиноки, кто-то из "своих" непременно поддержит и поможет. Чаще всего так и случалось.
И, наконец, третья причина тоже лежит на генетическом уровне. В армянах очень сильна приверженность семье. Английская пословица "Мой дом - моя крепость" применима к ним в несколько иной редакции: "Моя семья - моя крепость". И потому стоит кому-то из наших сограждан оказаться за рубежом и более-менее обустроиться, как он немедленно начинает всеми способами тянуть за собой родственников как близких, так и дальних. Те, в свою очередь, поступают так же, и таким образом в стране начинается цепная реакция массового исхода, что, несомненно, наносит огромный урон интеллектуальному, физическому, экономическому и демографическому потенциалу страны.
Говоря о демографическом уроне, мы прежде всего имеем в виду тот факт, что в результате сильного оттока граждан, среди которых в основном люди репродуктивного возраста, начинается процесс, именуемый "старением нации". В общем количестве оставшихся граждан наибольший удельный вес приходится на долю пожилых и старых людей, уже не только не способных дать потомство, но и приносить стране пользу. Это, по общему мнению, одно из самых негативных последствий миграции.
Не менее серьезный ущерб наносит миграция экономике страны. Отъезд из страны наиболее интеллектуальной, творчески мыслящей, перспективной части профессионалов, среди которых много молодых, которые по причине малой востребованности и крайне низкой оплаты их труда в своей стране, вынуждены соглашаться на предложения зарубежных работодателей, является мощным тормозом на пути развития экономики. Но вместе с тем опыт многих стран свидетельствует о том, что к миграции правильнее относиться не столько отрицательно, сколько прагматически, извлекая из этого максимальную пользу для страны.
В частности, наличие наших специалистов за рубежом имело для многих жизненно важных сфер очень большое значение. Они не только содействовали тому, что из-за рубежа поступали крупные партии компьютеров, книг, препаратов, ценнейших медикаментов и оборудования, но и способствовали развитию творческих контактов, открытию совместных фирм, развитию рабочих мест, заключению выгодных для Армении научных, образовательных, здравоохранительных договоров с зарубежными фирмами. В качестве примера можно привести российского предпринимателя Ара Абрамяна, который, в свое время переехав из Армении, сегодня щедро инвестирует средства в образование, экономику, банковское дело. И таких примеров немало.
Кроме того, благодаря мигрантам мир узнает больше о нашей стране, о ее истории. Как сказал недавно побывавший в Армении профессор из Замбии Григор Ерзнкацян, именно благодаря новой волне мигрантов в Африке узнали об Армении, о ее истории, о том, что это библейская страна с древнейшей культурой и талантливым народом, пережившим трагедию геноцида.
Назад дорога есть
Вплоть до 2000 года миграция была практически неуправляемой. Люди уезжали всеми доступными и недоступными способами, чаще всего нелегально. Многие, получив краткосрочную гостевую визу, попросту не возвращались. По данным Национальной службы статистики Республики Армения, в общем количестве мигрантов наиболее высок удельный вес людей в возрасте 20-49 лет. Они составляют половину всех покинувших страну. В период за 1999-2000 гг. впервые за последнее десятилетие был отмечен некоторый спад миграции, и миграционное сальдо составило минус 40 тысяч человек - значительно меньше, чем в предыдущие годы. А уже в 2002 году было зафиксировано нулевое сальдо.
Чем это объясняется? Многие из тех, кто, намереваясь уехать, все-таки решил остаться в стране, связывают это вовсе не с тем, что ситуация в ней резко улучшилась и появилась вера в перспективы, хотя этот момент исключать тоже нельзя. Благодаря тому, что открылись многие производства, развернулось широкомасштабное строительство, часть населения получила работу, некоторые, сумев обзавестись стартовым капиталом, вовлеклись в бизнес и стали неплохо зарабатывать.
Однако положение людей, находящихся на бюджетном содержании, а также наиболее уязвимой части населения - одиноких пенсионеров, инвалидов, детей, сирот по-прежнему остается очень тяжелым. Тем не менее, свое нежелание, а точнее, опасение покинуть страну многие армяне объясняют сильно ужесточившейся во многих странах миграционной политикой в отношении нелегалов, прежде всего выходцев из СНГ. К примеру, если еще несколько лет назад в некоторых западных странах и в США достаточно было признаться в принадлежности к секте "Свидетелей Иеговы", не зарегистрированной в Армении, или к сексуальному меньшинству - это уже было веским основанием для либерального отношения к человеку, подвергшемуся репрессиям в собственной стране. Теперь подобных голословных утверждений недостаточно, и от "изгоев" требуют веских и документально подтвержденных доказательств.
С 1 июля 2002 года в России, куда в поисках работы устремляется значительная часть мигрантов из Армении, был принят новый закон о гражданстве, который оказал огромное влияние на миграционные процессы во многих странах СНГ, в том числе и в Армении. Этот закон принципиально отличался от старого, который был достаточно либерален к выходцам из стран СНГ.
В частности, для многих важную роль играл тот факт, что, приняв гражданство России, можно было сохранить армянский паспорт. Это была не столько правовая, сколько чисто психологическая уступка, которая позволяла сохранить связь с родиной.
Новый закон не делает никаких уступок, и человек, принимая гражданство, должен четко определиться в своем выборе. С 2002 года стать гражданином России можно только ценой отказа от армянского гражданства. По мнению экспертов, именно эта статья закона оказала решающее влияние на дальнейшее развитие миграционных процессов в Армении.
Еще один фактор, способствующий числу "возвращенцев" из России, - это волна антиармянских настроений, охватившая некоторые регионы, в частности, Краснодарский и Ставропольский края. Пик "реэмиграции" пришелся на лето прошлого года, когда из России в Армению вернулись несколько тысяч семей.
Три года назад по инициативе Международной организации по миграции (МОМ) была предпринята первая попытка упорядочить неуправляемые миграционные процессы, ввести их в стабильное русло. С этой целью была создана международная коалиция, получившая название "Гроздь винограда". В нее вошли представители стран, наиболее страдающих от миграции, и государств, куда в основном направляются эти потоки - Германия, Дания, Голландия, Бельгия, Швеция, Швейцария и др.
К участию в совместной разработке программы привлечены международные правительственные и общественные организации стран-участниц. Уже прошли три чрезвычайно плодотворные встречи в Тбилиси, на которых участники обменялись информацией: каждая сторона представила свой проект решения миграционной проблемы, причем принимающие страны в основном сосредоточились на том, чем конкретно они могут помочь, чтобы пресечь массовый исход граждан.
Одно из главных преимуществ создания такой международной коалиции заключается в том, что она снимает проблему "сожженных мостов". Практика целого десятилетия миграции, причем не только в Армении, показывает, что далеко не у всех мигрантов все удачно складывается на чужбине. Многие хотели бы вернуться на родину, но поскольку уехали нелегально, то считают, что путь домой им закрыт.
Именно с целью снять эту проблему Армения уже заключила несколько двусторонних соглашений, по которым обязуется не чинить никаких препятствий своим гражданам, желающим вернуться. Такое соглашение подписано, в частности, с Данией. А недавно в рамках соглашения и при содействии МОМ из Туркмении вернулись 114 армянских граждан.
Международная организация по миграции взяла на себя и "смягчение" довольно сложного процесса реинтеграции. Людям, несколько лет назад покинувшим страну, довольно сложно адаптироваться в уже по сути новой для них среде. Для них разработана специальная программа, включающая в себя помощь в организации и развитии малого бизнеса, консультации и рекомендации по составлению бизнес-плана, а также предоставление финансовых кредитов, общая сумма которых уже составила около 2 млн долларов США. В малый бизнес уже вовлечено около 1800 семей из так называемой группы риска. Это люди, вернувшиеся на родину, но потенциально готовые в случае неудачи вновь стать мигрантами.
Трудовой миграции -- государственную защиту
Одной из самых актуальных и нерешенных по сей день проблем является трудовая миграция, кстати сказать, наиболее распространенная в Армении. Многие мужчины, оставляя в Армении семью, уезжают из страны чаще всего в Россию на заработки. Несмотря на то, что со многими странами СНГ, в том числе с Россией, существуют межправительственные соглашения о квотах на рабочие места, фактически они недействуют, и процесс трудовой миграции абсолютно неуправляем. Это приводит к тому, что наемные рабочие остаются на нелегальном положении, а значит, абсолютно бесправными и представляют собой дешевую рабочую силу.
Армянские законы пока никак не защищают их права. Более того, существующие в стране многочисленные фирмы и компании по трудоустройству за рубежом часто вовлекают людей в авантюрные сделки и, вымогая у них деньги, практически не выполняют своих обязательств. И вместо того, чтобы защитить своих граждан от подобных "фирм", государство предоставило последним право работать без лицензии, тем самым избавив их от всякого контроля и окончательно развязав им руки.
Между тем вовремя принятый и хорошо работающий закон о трудовой миграции мог бы не только сделать этот процесс управляемым, не только взять под защиту наших граждан, работающих за рубежом, но извлечь для государства немалую выгоду через систему отчислений от средств, зарабатываемых нашими гражданами за рубежом. Так, кстати, поступают многие страны.
Однако несмотря на то, что Государственное управление по миграции и беженцам (ГУМБ) разработало довольно интересный проект закона о миграции, включающий в себя и положение о трудовой миграции, он до сих пор не рассмотрен и не утвержден парламентом. На государственном уровне созданы также два устава о трудовой миграции. Один - в ГУМБ, второй - в Министерстве социального обеспечения. Дублируя друг друга, они по сути дела не работают, и правительство до сих пор еще не имеет четко разработанной доктрины по решению одной из самых болевых национальных проблем - миграции.
Между тем, серьезные попытки создать такую программу делались. Уже несколько лет с широким привлечением государственных структур, общественных и международных организаций идет работа над основополагающим документом "Миграционная политика РА". Для того, чтобы он соответствовал всем мировым стандартам, с ним ознакомились также видные международные эксперты. В частности, эксперт из Филиппин Томас Очакосо. В результате совместной работы был создан документ, недавно подписанный премьер-министром РА Андраником Маргаряном. Он по сути и станет программой правительства в решении проблемы миграции.
Особую категорию мигрантов из Армении составляют беженцы - армяне, бежавшие из Азербайджана 15 лет назад в результате этнического конфликта. По официальным данным 1997 года, из 360 тысяч беженцев сегодня в Армении остались 311 тысяч. Основная причина, вынудившая их покинуть историческую родину и решиться на второй исход - это крайне тяжелое финансовое положение, отсутствие работы и жилья. Именно поэтому подавляющее большинство беженцев, дорожа своим красным паспортом, отказалось принять гражданство Армении, надеясь в статусе беженцев обрести нормальное существование за рубежом.
По словам начальника Управления миграции и беженцев РА Гагика Еганяна, положение беженцев в Армении в 2-4 раза уступает условиям жизни местного населения. Не случайно поэтому из 311 тысяч беженцев, проживающих свыше 10 лет в идентичной с коренным населением этнической среде, только 37 тысяч приняли гражданство РА.
Из оставшихся в Армении 92 тысяч семей около 12 тысяч все еще не имеют постоянного крова и входят в категорию особо нуждающихся. Эти люди - потенциальные мигранты, готовые при первой возможности покинуть страну, в которой они так и не смогли адаптироваться.
Еще в 2000 году УМБ представило жилищную программу для 12 тысяч семей, общей стоимостью 54 млн долларов США. В соответствии с этой программой в течение ближайших 2,5 - 3 лет 1,5 тысяч беженских семей обретут кров. Недавно правительство Армении приняло постановление о приватизации земельных участков,отведенных под коттеджи для беженцев. Однако несмотря на эти позитивные меры, положение беженцев продолжает оставаться тяжелым, и многие из них по-прежнему отказываются связывать свое будущее с Арменией.
Судьба людей, обрекших себя на разрыв с собственной страной, со своими корнями, трагична. Но если они выбирают для себя такую долю, значит, на родине им жить труднее, чем на чужбине. Поэтому, как справедливо заметил один известный писатель, не будем ругать чужбину, просто сделаем родину приспособленной для нормальной жизни в ней.
Закрывать границы, вводить всевозможные запретительные меры - дело пустое и бесполезное. Те, кому невмоготу жизнь на родине, все равно предпочтут ей чужбину. Лучше потратить эти усилия на обустройство своего Отечества, и тогда никто никогда не захочет уехать.
Наверное, это и есть самый верный путь борьбы с миграцией.