Беспрецедентное для России событие произошло в районном городе Зернограде Ростовской области. Здесь местный суд потребовал от властей вернуть казаку из репрессированных домовладение с надворными постройками, домашний скот и инвентарь.
Решение вынесено в пользу 68-летнего Николая Задорожнего, родители которого были репрессированы и сосланы в Казахстан в 1935 году.
Зажиточный род казаков Задорожних известен на Дону с 1906 года. На Первую мировую дед Задорожнего, Федор Иванович, уходил вместе с будущим командармом Конармии Буденным, они даже запечатлены рядом на одной фотографии.
Но затем их пути разошлись: Задорожние в гражданскую сражались на стороне белых. Осталась реликвия: медный самовар, из которого пили Деникин и Краснов.
После поражения белого движения семью Задорожних сослали в 1935 году как ярых кулаков и белогвардейцев в Казахстан.
Лишь в конце 50-х на Дон из казахского поселка Компанейский (в 40 километрах от Караганды) разрешили вернуться детям репрессированных казаков.
Сами казаки отбывали срок еще 10 лет. Николай Задорожний вернулся в родную станицу Мечетинскую.
"Каждый раз, когда проходил мимо родного дома, по телу пробегал озноб", - рассказывает он. Но никогда не рассчитывал вернуть добро, нажитое предками.
Началось с того, что в 1991 году были реабилитированы отец и дед казака, а к справке о реабилитации был приложен список имущества, национализированного у семьи: дом, четыре коня, четыре быка, две коровы, надел земли и кирпичный завод.
Николай Федорович собрался с духом и подал в суд.
Суд, рассмотрев дело, потребовал от властей вернуть истцу домовладение с надворными постройками, домашний скот, инвентарь (плуги, веялки, сеялки), 25 с половиной гектаров земли и кирпичный завод.
"На завод я не претендую, - сказал Задорожний. - Он ведь был модернизирован и, считай, построен заново. Какое я имею право? За завод, живность и инвентарь согласен взять компенсацию!".
В родном доме Задорожних уже давно сменились хозяева. Сельсовет отдал его семье учителей Лукашенко (дальних родственников президента Белоруссии).
Те в начале 70-х выкупили подворье в собственность, перестроили дом и подарили своим детям. Уходить нынешние хозяева Лукашенко никуда не собираются и готовы отстаивать свои права до конца.
"У меня есть документы, что дом купленный, его мои родители приобрели, - говорит Николай Лукашенко. - Как Задорожний придет забирать купленную вещь?".
Впрочем, никаких претензий к семье Лукашенко Задорожний не предъявляет.
Но хотя закона о реституции в России нет, зато существует закон о реабилитации жертвам сталинских репрессий, где ясно сказано, что казакам компенсируют утраченное имущество.
Как считает Задорожний, нынешним хозяевам его дома государство должно дать другое жилье: "А мой дом пущай обратно вертают!".