Полевой археологический сезон-2003 вписал очередную интереснейшую страницу в летопись истории Северной Осетии. Близ селения Карджин, в Кировском районе РСО-Алания, был раскопам курган, содержавший в себе "оком" - 12 погребальных комплексов эпохи средней бронзы, которые, как определили ученые, относятся к так называемой катакомбной культуре. Экспедицию осуществляли совместными силами специалистов Института истории и археологии при Северо-Осетинском Госуниверситете и Республиканского научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Минкульта РСО-А.
Бытование этой культуры, получившей свое название из-за того, что ее представители хоронили умерших не просто в грунтовых ямах, а в особых нишах - катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям (также, кстати, как много позже - аланы), признается исследователями с 23 - 22 вв. до н. э. по 15 - начало 14 вв. до н. э. Зона расселения скотоводческо-земледельческих племен, входивших в катакомбную культурную общность, обширна -от степей Крыма до Средней Волги. Входила в эту зону и территория нынешней Северной Осетии - Алании.
Погребальные комплексы Карджинского кургана предварительно датированы 17-15 веками до н. э. И на фоне того, что памятников катакомбной культуры в республике пока зафиксировано мало, а изучен северокавказский вариант этой культуры пока слабо, находки, которые "подарил" археологам курган, - по-настоящему уникальны. Среди них - и богато орнаментированная керамика, и бронзовые и стеклянные украшения, и даже набор бараньих альчиков, сопровождавший в одной из катакомб погребение подростка. Зафиксировано также принесение погребенным в жертву скота - еще в одной катакомбе, например, лежал целый остов быка. В перечне "подарков", преподнесенных науке Карджинским курганом, - и такой замечательный, как модель повозки на четырех глиняных колесах. Эта находка, как констатируют ученые, не просто укладывается в систему, представлений о катакомбной культуре как об индоевропейской, но и позволяет строить весьма интересные гипотезы об идеологических воззрениях носителей этой культуры (а не посвящали ли они повозку покойному, как осетины и их предки - коня?).
Сейчас работа экспедиции в Карджине практически подошла к концу. Теперь предстоит детальное изучение полученных в ее ходе материалов.