17 августа 2003 года в Карачаево-Черкесии состоялся первый тур выборов Президента республики. Избирательная комиссия КЧР постановила, что во втором туре будут участвовать (как набравшие наибольшее количество голосов избирателей) кандидаты Мустафа Батдыев (41,5%) и Владимир Семенов (36,5%).
Однако, как и в прошлые выборы 1999 года, решение избиркома удовлетворило не всех. Сторонники кандидатов Семенова и Бурлакова начали в массовом порядке подавать в суд жалобы на то, что в день голосования имели место многочисленные нарушения законодательства. В частности, сторонники обоих кандидатов обвиняют Мустафу Батдыева в том, что его сторонники подкупали избирателей 17 августа. Называется даже конкретная сумма 300-500 рублей за голос. Практически по всем районам республики прокатилась волна стихийных митингов граждан, возмущенных подобными нарушениями.
В настоящее время в Верховном суде идет слушание дела по признанию недействительными итогов первого тура голосования.
Тем временем, Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики назначила дату повторного голосования (второго тура) на 31 августа. Полным ходом идет подготовка к проведению второго тура.
Наш корреспондент встретился с председателем Избиркома Карачаево-Черкесии Сафаром Герюковым и задал ему несколько вопросов.
- Сафар Зулкарнаевич, все ли готово для проведения второго тура голосования по выборам президента республики?
- Все необходимые мероприятия по подготовке выборов нами уже проведены. Все 243 избирательных участка и избирательных комиссий подготовлены, оснащены всем необходимым. Избирательная продукция изготовлена в полном объеме. В частности, мы должны были подготовить число бюллетеней, равное количеству избирателей + 3%. Мы изготовили 303 639 бюллетеней.
- Какие меры предприняты Избиркомом в целях предотвращения массовых подкупов избирателей?
- Лично я, как председатель Избирательной комиссии республики, такими фактами не располагаю. Слухи о массовых подкупах 17 августа были, но оперировать только слухами некорректно. Единичные попытки подкупить избирателей имели место, по ним разбираются правоохранительные органы. Я не думаю, что во время голосования 17 августа имели место настолько серьезные нарушения, чтобы они могли повлиять на исход голосования.
- Как Вы прокомментируете тот факт, что со стороны одного из кандидатов (Семенова В.М.) поступили жалобы на многочисленные нарушения со стороны избирательного штаба М.Батдыева в день голосования 17 августа?
- Да, от кандидата Семенова Владимира Магомедовича такие жалобы поступали и в Избирательную комиссию. Хочу сказать, что Избирком ? не орган, проводящий следствие или дознание. Мы лишь переправляем эти жалобы в Министерство внутренних дел и Прокуратуру республики. По выявленным фактам, определяемым тремя категориями: временем, местом и событием, принимаются действенные меры. Но как такового привлечения кого-либо к уголовной ответственности... я таких случаев не знаю.
- Как Вы считаете, может ли суд отменить итоги голосования 17 августа и назначить выборы президента республики заново?
- Да, действительно, доверенные лица одного из кандидатов подали иск в суд с требованием отменить результаты первого тура голосования по выборам президента Карачаево-Черкесской Республики. Не думаю, что суд удовлетворит этот иск. Но если даже это и произойдет, Избирательная комиссия республики примет незамедлительные меры по обжалованию такого решения.
- Может ли суд дисквалифицировать одного из двух кандидатов, прошедших во второй тур?
- Должен сказать, что подавшие жалобу в суд не ставят вопрос о снятии одного из кандидатов с предвыборной дистанции. Они просят признать недействительными итоги голосования в целом. Но если все же одного кандидата снимут, во втором туре голосования участвовать только один кандидат не может. Поэтому к участию во втором туре автоматически подключается третий кандидат, т.е. тот, который по итогам первого тура пришел третьим. А так как он не проводил предвыборную агитацию, будет назначена новая дата выборов.
Я хочу особо подчеркнуть, что назначить новую дату выборов суд не может. Он не уполномочен на это. Он может лишь признать результаты уже прошедших выборов недействительными и в таком случае в течение шести месяцев будут назначены новые выборы президента республики.