Из личного дела кандидата в Президенты Чеченской Республики WW: WW: "Мы достойны лучшей жизни!"
WW родился 28 января 1958 года в селе ZZ ZZ района ЧИАССР. В 1974 году закончил ZZ среднюю школу. В том же году поступил в Горский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1981 году, получив специальность зоотехника. Больше десяти лет работал в сельскохозяйственном производстве ZZ района. В начале 90-х годов начал успешно заниматься предпринимательской деятельностью в Москве. В периоды с 1995 по 1997 и 1999 по 2003 годы занимал должность главы администрации ZZ района. Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2000 года награжден орденом Мужества. Под его руководством труженики ZZ района занимали первое место в республике по сельскому хозяйству в 2001 году, первое место по благоустройству и озеленению и второе по сельскому хозяйству в 2002 году, а также первое место по организации пере селения в 2002 году. Указом и. п. президента ЧР А. Кадырова в июне 2003 года отстранен от занимаемой должности. WW учится на заочном отделении Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности "Управление регионами". Женат. Имеет троих детей.
Все-таки советская у нас страна! Когда я собиралась в Чечню и говорила и коллегам, что поеду по штабам кандидатов, в ответ слышала самые разные советы: "Попробуй найти кандидата AA - он где-то в Грозненском университете, но про него никто ничего не знает", "Зайди к кадыровцам объективности ради", "Самое интересное - VV и WW. Особенно WW - он как бы оппозиционный. С VV встретиться проблем не будет, а вот WW - дело другое. Не понесет же тебя в ZZ..."
Как раз в ZZ меня и занесло. Сама бы, наверное, и правда, не рискнула. А тут и добрые люди предложили поехать, тем более вся остальная программа проваливается.
Для начала в Грозненском университете разыскать AA не удалось. В деканате сказали, что базируется он в третьем корпусе, на биолого-химическом. Что баллотируется в президенты - знать не знали. И вообще, ничего впечатляющего о нем рассказать не могли. Визит в третий корпус толку не дал - не было AA на месте.
С кадыровским штабом тоже не повезло - там связь с общественностью пала жертвой безопасности и контртеррористической операции. Без внушительного удостоверения туда пройти невозможно, а у меня никакой официальной корочки при себе не оказалось. Не пропустили.
VV находился в разъездах, штабисты его, видимо, в подполье, поскольку как-то не обнаружились.
В полном разочаровании столь мрачной действительностью я восприняла предложение прокатиться до штаба WW, как манну небесную. Воистину, удержаться было невозможно.
Въехали в ZZ, и замелькала агитация: "WW - наш Президент!"; "Честь и достоинство - WW". Правда, без портретов и неразнообразно - зато много.
Штаб. Забор. Внутренний двор. Охрана. Проводят в помещение - гибрид приемной и маленького конференц-зала. Входят пятеро мужчин - четверо в костюмах, один в папахе. Рассаживаются полукругом. Господи, кто же из них кандидат?.. Оказывается - никто. Сам кандидат отбыл в Москву давать пресс-конференцию в Интерфакс. Но штабисты в полном моем распоряжении - готовы поделиться информацией. Здесь и начальник штаба Увайс Хамидович Эльжаев, и трое доверенных лиц кандидата, и местный имам - духовный лидер.
Слово берет первое доверенное лицо кандидата...
Это не выборы, а игра в одни ворота. Все СМИ агитируют за Кадырова, политические партии в Чечне - в особенности "Единая Россия" и СПС - агитируют за Кадырова. WW жалобу в Верховный суд подал по нарушениям правил агитации, использованию Кадыровым административного ресурса. Но дело затянули, и лично WW дали понять - ничего до 10 октября не решится. А к 10 октября - выборов и след простыл. И самого WW, который всегда был оплотом мира в ZZ (к слову, в предыдущие несколько дней от разных людей слышала, что в районе WW популярностью не пользуется), летом 2003 отстранили от должности главу района. А все участковые избирательные комиссии расформировали и укомплектовали лицами, состоящими в родственных отношениях с новым, прокадыровским, главой админстрации. И т. д., и т. п.
В завершение монолога оратор рубит воздух рукой и провозглашает: "Знаете, что говорит народ у нас в Ачхой-Мартане? Да хоть бы негра нам привезли! Мы, говорят, и за негра, за кого угодно проголосуем, только бы не за Кадырова!" Взгляд горящий, ищущий сочувствия. Понимающе киваю, стараясь сохранить каменное лицо. Действительно, до чего ж людей довели...
Далее все собравшиеся говорят строго по очереди. Друг друга не перебивают. И все повторяют более или менее одно и то же.
Свежую струю в словесное рондо вливает имам. Во-первых, тем, что говорит по-чеченски, и я несколько минут умоляюще смотрю на окружающих в поисках переводчика-добровольца. Доброволец, к счастью, находится, и хочется верить, что перевод адекватен. Во-вторых, рассуждениями о Кадырове, WW и ваххабизме:
"Я как духовный лидер района заявляю, что если Кадыров закрепится как власть, то он породит таких ваххабитов, каких еще не видел этот район. Мы, духовенство района, сотрудничаем со штабом WW, у нас есть специальная программа - мы преподаем традиционный ислам и боремся с распространением ваххабизма и ваххабитской литературы. Но реализации программы противодействуют муфтий Чечни и администрация Кадырова... Мы ведем переговоры с воюющей стороной, у нас договоренности со многими боевиками о том, что они сложат оружие, если Кадыров уйдет".
Линию отношений с боевиками продолжает последний оратор - очередное доверенное лицо кандидата WW: "Наша главная задача - консолидация чеченского народа, создание рабочих мест. Молодежь бы вернулась домой, стала бы жить мирно, если бы ей занимались".
Доверенное лицо напоследок повторяет про игру в одни ворота вместо выборов, про навязывание народу одного кандидата, добавляет, что так же было и с Масхадовым в 1997, выжидательно смотрит на меня... Мне кажется, что с Масхадовым все же было несколько по-другому, даже сильно по-другому, и выборы 1997 с этим светопредставлением рядом не стояли...
Но уже голова идет кругом, и от греха подальше меняя тему, спрашиваю ненавязчиво: "А вот вы сообщение рассылали, что 13 сентября, в прошлую субботу, WW проводил встречу с избирателями, и ожидалось 10-15 тысяч человек. Ну и как? Прошел митинг? Много было народу?" (Вопрос лукавый: из достоверных источников известно - специально расспрашивала, - что митинг-то состоялся, но ни о каких могучих толпах сторонников WW говорить не приходится.)
Доверенное лицо вдохновенно возвышает голос: "Была встреча с избирателями. Прекрасная встреча. Десять тысяч человек пришли. И знаете, что люди говорили, отовсюду, из Наура, из Надтеречного? Да хоть бы был еврей! Мы и за еврея проголосуем, лишь бы не за Кадырова!"
На этом апогее расовой и этнической терпимости прощаюсь с представителями штаба и двигаюсь в обратный путь. В голове вертится полузабытый анекдот с бородою подлиннее кадыровской: "Бедный. Он мало того, что негр, так еще и еврей..."
Все-таки советская у нас страна, господа!
Опубликовано в Бюллетене Московской Хельсинкской группы # 4, 3 октября 2003 года, при информационном содействии Интернет-СМИ "Кавказский узел", при поддержке Российского исследовательского центра прав человека, Сети домов прав человека и Международной Хельсинкской Федерации.