"...Навстречу вышел улыбающийся хозяин дома. По лицу... было заметно, что он доволен, но остатки волнения не смогли совсем улетучиться". Читая такие строки в каком-нибудь романе, невольно замираешь, предвкушая разворачивающееся действо. Но это не роман, и едва соткавшееся очарование стиля рассеивается с первыми деталями, напоминающими о подлинных героях, времени и месте. Перед нами всего лишь статья в "Российской газете" (Борисов Т. "Утро Президента", 6 октября), посвященная избранию Кадырова Президентом Чеченской Республики. Ее эпический стиль так же неприличен, как и 82% голосов якобы набранных Кадыровым в ходе голосования.
В "Известиях" (Кононов Н. Чеченский выбор. Известия, 5 октября) решили предварить нормальный репортаж лицемерно-пафосным вступлением о том, что "в Чечне теперь есть своя власть - не назначенная, а избранная". Но хоть обошлись без стилистических красот, и на том спасибо...
К счастью, изданий, которые были готовы убеждать читателей, что "люди шли на выборы как на праздник" было немного. В прессе и сетевых СМИ можно было прочитать о том, что беженцы фактически не приняли участия в выборах (На выборах Кадырова в Чечне победил Кадыров. Грани.Ру, 7 октября), что "листы на которых приходящие граждане по закону имеют право прочитать, сколько людей должно проголосовать, а сколько уже проголосовало пустовали, пустовали практически на всех участках (Голосование по-чеченски. Время Новостей, 6 октября). Из "Известий", которые за день до этого пропели панегирик установлению легитимной власти, 6 октября можно было узнать, что иностранных журналистов не пускали дальше милицейского оцепления, а председатель ЦИК Чечни Абдулкирим Арсаханов не видит нарушения закона в том, что на избирательных участках раздавали агитационные плакаты Кадырова: "Если на стенке не висело - значит все нормально" (Речкалов В. "Менталитет такой - никакого насилия". Известия, 6 октября). А, например, сайт Страна.Ru сообщил крайне интересную информацию о статистике голосования: "При более внимательном анализе предварительных данных бросаются в глаза некоторые странности: например, общее число выданных бюллетеней почти на 100 тысяч превысило число явившихся избирателей. О количестве аннулированных бюллетеней в избиркоме пока ничего не знают" (Чехоев Ф. Кадыров победил на президентских выборах в Чечне. Страна.Ru, 6 октября).
В целом тот, кто пожелал бы составить для себя подлинную картину прошедших выборов, имея доступ в Интернет и получая центральные издания, мог бы это сделать. Остальным, в особенности тем, кто предпочитает прессе телевидение, сделать это было бы почти невозможно.
Окончание выборов породило и комментарии о будущем Чечни и взаимоотношений новой - старой, но зато суперлегитимной, власти и федерального центра.
"Аргументы и факты", которые не стали писать о ходе кадыровских выборов, отмечают: "Г-н Кадыров повел себя как победитель не только выборов, но и федерального центра", и, если он реализует свои намерения, "произойдет восстановление чеченского оффшора времен Дудаева" (Чечня: Планы Кадырова. АиФ, выпуск 42).
В том же духе высказалась и газета "Ведомости": "Похоже, Кремль и Кадыров уже давно взяли друг друга в заложники. Теперь они займутся обсуждением "выкупа" - условий экономического договора между Чечней и центром" (Заложники. Ведомости, 7 октября).
Владимир Шпак в газете "Время Новостей", сопоставляя петербургские и чеченские выборы, приходит к не менее печальному выводу. "И в том и в другом случае федеральный центр вынужден был прибегнуть к "ручной настройке", оказывая давление как на кандидатов-оппонентов, так и на избирателей.
<...> Не обсуждая вопроса о том, находились ли примененные технологии на грани закона или уже за гранью, приходится признать, что такие действия говорят в первую очередь о слабости федерального центра. Или, по крайней мере, о неуверенности в своих возможностях "управлять демократией" в установленных этим самым центром рамках" (Шпак В. Плохо управляемая демократия, Время новостей, N 187, 7 октября).
В других изданиях продолжались поиски логики кремлевской политики. Владикавказская газета "Народы Кавказа" так и написала: "если Кадыров так нужен федеральному центру, значит этому есть какое-то объяснение"("Никого, кроме Кадырова", 14 октября). Екатерина Барова в "Верстах" ссылается на страх дестабилизации: "Можно долго рассуждать об административном ресурсе, о предложениях, от которых трудно отказаться, и так далее, но, уверена, избежать открытого вооруженного противостояния еще до голосования можно было, только поддержав Кадырова" (Барова Е. Дальше тишина? Версты, N 112, 7 октября).
Осторожные опасения высказали публично даже высокопоставленные чиновники. Виктор Казанцев полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе в интервью газете "Труд заявил: "Итак, законный президент Чечни избран. Но ему по-прежнему необходима постоянная поддержка федерального центра. Чтобы президент не качнулся, скажем, в сторону авторитаризма: я, мол, сказал - я решил... Здесь Кадырову помогут и совет, и подсказка" (Труд, N 191, 14 октября).
Тут так и напрашивается вопрос "А если не помогут?", но журналист его не задал, и ответа на этот вопрос ни у российский СМИ, ни у общества нет...
Опубликовано в Бюллетене Московской Хельсинкской группы # 6, 17 октября 2003 года, при информационном содействии Интернет-СМИ "Кавказский узел", при поддержке Российского исследовательского центра прав человека, Сети домов прав человека и Международной Хельсинкской Федерации.