В октябре 2003 года Краснодарский край по проблемам турок-месхетинцев посетила авторитетная международная комиссия из 12 человек, которые представляли УВКБ ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Международную организацию по миграции, милицию, министерство иностранных дел, Правительственную Комиссию по миграционной политике, Комиссию по правам человека при Президенте РФ и Посольство США.
Как сообщили корреспонденту ИА Regnum в Новороссийском комитете по правам человека, целью комиссии является изучение ситуации и выработка рекомендаций, поскольку российские власти за 15 лет так и не решили вопрос о предоставлении гражданства туркам-месхетинцам на Кубани.
Члены комиссии встречались с властями, казаками, правозащитниками и с лидерами турок-месхетинцев.
Встреча в станице Варениковской была особой. Зал администрации был до отказа забит людьми, преимущественно в казачьей форме, а прессу попросили удалиться.
На улице толпа из 50 казаков держала плакаты "Кубань не проходной двор".
Атмосфера на улице была настолько накалена, что в зале порой не было слышно ораторов, а милиция долго не могла утихомирить буйных. От злости "зашкаливало" и в самом зале.
Глава местной администрации Виктор Дейка связал повысившуюся смертность за последние 5 лет с турками-месхетинцами из-за которых врачи, якобы, не могут пролечить местное население.
Присутствовавшие в казачьей форме люди постоянно перебивали выступающих репликами "мы не россияне, а казаки", "жидовка" (в адрес члена Комиссии по правам человека Светланы Ганнушкиной), "не надо нам прав человека - у нас свои права есть", "заткните рот туркам-месхетинцам".
Казачий атаман Иван Безуглый настаивал на невозможности проживания с турками-месхетинцами и предупредил, что скоро может произойти локальное вооруженное противостояние. Атаман готов проводить турок-месхетинцев до границы, помочь погрузиться в вагоны и сказать спасибо Америке, если они примут их.
Сарвар Тедоров, лидер турок-месхетинцев, назвал рассуждения о вооруженном конфликте очередной провокацией и считает, что власти хотят свалить ответственность за бесправие месхетинцев на Грузию.
О жизни месхетинских детей рассказала Людмила Канн, директор школы станицы Нижнебаканской, где турки-месхетинцы без согласия родителей учатся в так называемых "турецких" классах. Учителя, по словам директора, отказываются работать и школа испытывает кадровый голод. Конфликтов между учениками нет, все дети учатся в школе. От имени учителей Канн попросила комиссию помочь туркам-месхетинцам обрести новую родину.
Михаил Тюркин, заместитель начальника Федеральной миграционной службы, устроил прокурорский допрос туркам-месхетинцам и правозащитникам, а членов Комиссии обвинил в пустой болтовне и уже заранее сделанном отчете о посещении края. Между тем, он так и не ответил на вопрос представителя УВКБ ООН о том, что собираются предпринять российские власти для решения месхетинской проблемы.
Владимир Охрименко, начальник управления мониторинга миграционных процессов краевой администрации, посетовал, что позиция членов Комиссии не меняется, поскольку они рассказывают о правах человека, а конкретных шагов не предпринимают.
Советник департамента Совета Европы, Мария Ариоли напомнила, что турок-месхетинцев депортировал Сталин в 1944 г. и необходимо сделать все для моральной реабилитации этого народа. "У них должна быть возможность вернуться в Грузию, но это не должно стать еще одной депортацией", - отметила она.
Однако, самым долгожданным для присутствующих, было выступление Тимоти Ричардсона, координатора по вопросам беженцев посольства США, который сообщил, что его правительство рассматривает возможность о переселении турок-месхетинцев. Однако, переселение не может быть полным решением проблемы, ведь кто-то не захочет уехать или не будет соответствовать определенным требованиям, кроме того, переселение должно носить добровольный характер.
В конце обсуждения, местной властью была предпринята попытка принять обращение к президенту Грузии Эдуарду Шеварнадзе о том, чтобы он решил вопрос о репатриации турок-месхетинцев, но члены комиссии, удивленные подобным демаршем, заявили, что это не в их компетенции.