После того как у и. о. президента Чечни не осталось серьезных конкурентов, казалось бы, нет никакой необходимости фальсифицировать результаты голосования 5 октября - они, в общем, предопределены. И если бы российские правозащитники, как предлагалось им в августе, направили бы на выборы в Чечню несколько сотен наблюдателей, тех можно было бы с распростертыми объятьями пускать на избирательные участки, демонстрируя честный подсчет голосов. Вся работа сделана заранее, стыдиться будет нечего.
Так ли? Сомневаюсь, и сомнения мои разрешатся только после подсчета голосов - неважно, за кого они будут отданы.
* * *
В ходе "выборов", проводившихся федеральными властями в Чечне 14-17 декабря 1995 года (избирали депутатов Госдумы РФ и "главу Чеченской Республики" Доку Завгаева), 14-16 июня и 2-3 июля 1996 года (избирали президента России и "депутатов Народного собрания") была отмечена высокая явка - от 60% до 74% от общего числа избирателей - 503 тысяч. Это по официальным данным. ОБСЕ заявляла, что выборы не отвечают принципам свободного и справедливого волеизъявления граждан, или же сотрудники миссии уезжали из Чечни на дни голосования. По словам независимых наблюдателей, в большинстве населенных пунктов люди просто не ходили на избирательные участки. Но ЦИК признавал выборы состоявшимися, хотя в условиях вооруженного конфликта и де-факто действующего чрезвычайного положения проводить выборы нельзя категорически.
27 января 1997 года состоялись выборы президента и депутатов парламента Ичкерии. Численность избирателей - 447 тысяч - была уточнена в ходе подворного обхода. Победил А. Масхадов, набравший 65% голосов. Наблюдение вели 72 представителя ОБСЕ. Но, когда 15 февраля 1997 года прошел второй тур выборов депутатов парламента, явка избирателей немногим превысила 25% (и ведь не приписали, мучались с этой проблемой!).
А сколько всего людей проживало тогда в Чечне? Два года назад автор думал, что ответить на этот вопрос невозможно, и назвал "масхадовскую перепись" в Чеченской Республике Ичкерия "библиотекой Ивана Грозного" - не было де таковой. И оказался не прав. Перепись все же была проведена в течение нескольких месяцев, с августа по октябрь 1998 года. Образцом для переписных листов послужила стандартная форма, использованная в ходе Всесоюзной переписи 1989 года. Три месяца переписчики совершали подворный обход. Возможно, не везде с одинаковой тщательностью, но к моим знакомым приходили несколько раз, пока не застали. Информация в компьютер не вводилась и тем более не анализировалась. Обработка результатов свелась к подсчету переписных листов. Но даже с привлечением всех сотрудников всех отделов департамента, занимавшегося переписью, эта простая операция затянулась до февраля 1999 года. В Чечне тогда насчитали около 800 тысяч жителей. Кстати, близкие цифры были приведены и в "Российском статистическом ежегоднике".
В сентябре 1999 года началась "вторая чеченская война", и в декабре того же года выборы депутата Госдумы в Чечне не проводились.
26 марта 2000 года состоялись выборы президента России. 22 февраля, за месяц до голосования, Сергей Даниленко, член ЦИК, курирующий чеченское направление, в интервью "Эху Москвы" сказал, что в Чеченской Республике проживает около 400 тысяч человек, из них избирателей 200-250 тысяч. Однако уже через месяц председатель избиркома Чечни Абдул-Керим Арсаханов назвал другое число - 460 тысяч избирателей, при том, что выборы пройдут только в 12 районах Чечни на 336 избирательных участках. 26 марта избирком сообщил, что в Чечне проголосовало более 70% избирателей, а в Грозном - аж 97% (!).
20 августа 2000 года, когда в Чечне проходили выборы депутата Госдумы по 31 избирательному округу, ЦИК называл общее число избирателей - 495 тысяч. Это могло бы соответствовать примерно 885 тысячам населения... Так что же - за войну оно выросло?
Зимой 2002 года Датский совет по беженцам провел в Чечне подворный обход для определения потребности в гуманитарной помощи. Насчитали около 600 тысяч жителей. В августе то же число назвали в кадыровской администрации экспертам ОБСЕ. В сентябре представителю ПАСЕ лорду Джадду сообщили о 900 тысячах жителей. В октябре после переписи населения в Чечне насчитали аж 1 миллион 88 тысяч человек.
Разоблачение черной магии наступило уже в следующем месяце, когда Датский совет по беженцам провел в Чечне очередной подворный обход для планирования поставок гуманитарной помощи. В результате была получена численность населения Чечни около 700 тысяч человек. Отметим, что заинтересованные в поставках гуманитарной помощи главы сельских администраций могли способствовать лишь завышению этого результата. Разница - почти 400 тысяч "мертвых душ" - стала "электоральным резервом".
Резерв этот скоро понадобился. 23 марта 2003 года состоялся референдум, в котором, по сведениям ЦИК, приняли участие 89% от 540 тысяч избирателей, число которых определилось результатами переписи. 95,37% проголосовали "за". Автор долго сомневался в правильности своих манипуляций с числами - и вот 5 сентября сего года появилась возможность проверить эти выкладки "в районном масштабе". В администрации Шалинского района я получил три цифры: 104 тысячи - численность населения района, 43 тысячи - численность избирателей по спискам, 33 тысячи - не достигших совершеннолетия, получающих детские пособия. Вычитая из первого второе и третье, получаем 28 тысяч, которые и НЕ совершеннолетние, НЕ несовершеннолетние. На недоуменный вопрос автор получил ответ: это те, кто был когда-то прописан и перепись прошел по документам или со слов родственников. То есть в этом одном отдельно взятом районе местными властями признано наличие 27% "мертвых душ".
* * *
Но если на предстоящих выборах и так гарантирована победа, может быть, власть не будет использовать специально заточенные счеты, "оружие возмездия", наличие и действенность которых вам, читатель, только что продемонстрированы?
Скорее всего, все-таки будет. Те, кто играл все эти годы с цифрами, стали заложниками собственной игры. Это при Масхадове честно признавалась 25-процентная явка. Теперь же отказаться от заветных "540 тысяч избирателей" и запредельной посещаемости участков - значит принять на себя груз правды и ответственности. А такое не каждому по плечу.
Впрочем, посмотрим. Ждать осталось недолго.
Опубликовано в Бюллетене Московской Хельсинкской группы N 3, 1 октября 2003 года, при информационном содействии Интернет-СМИ "Кавказский узел", при поддержке Российского исследовательского центра прав человека, Сети домов прав человека и Международной Хельсинкской Федерации.