17:34 / 01.10.2003Чеченские выборы в зеркале центральной прессы

После стремительного сокращения списка кандидатов в президенты Чечни информационный поток сообщений, связанных с президентской кампанией быстро обмелел. Выселение чеченских беженцев из пунктов временного размещения в Ингушетии и обычная для Чечни военная хроника занимали едва ли не больше места в информационных лентах и на газетных полосах. Недружно и как-то отстраненно печатные СМИ отследили абсолютно предсказуемую судьбу иска Ш.Бураева о снятии с регистрации А.Кадырова, уход из борьбы одного из "фоновых" кандидатов - С.-С.Цуева, а также подготовку военно-милицейского обеспечения выборов. Притупление внимания СМИ к чеченской избирательной кампании совершенно естественно. Из эпохального события - формирования органов власти Чечни-субъекта РФ - выборы превратились в рядовое пропагандистко-силовое мероприятие федеральной власти. И предвыборная тема заняла свое достойное место рядом с процессом об экстрадиции Ахмеда Закаева. Последний, в свою очередь, не преминул назвать выборы Президента Чечни - фарсом, что хоть и было неоригинально, но обеспечило Закаеву положение нюсмейкера, в том числе и в российских СМИ.

После 25 сентября, когда Верховный суд России, завершил бюрократическую процедуру снятия с выборов М.Сайдуллаева, у журналистов и политологов появилась возможность еще раз подвести итоги президентской кампании. Санобар Шерматовой (Московские новости, # 38 "Свой" человек в Чечне) удалось найти логическое объяснение роли Администрации Президента РФ в чеченских выборах. Изначально оппоненты А. Кадырова (А. Аслаханов, Х.Джабраилов, М.Сайдуллаев) нужны были Кремлю для того, чтобы в качестве третьей силы воодушевить чеченцев поддержать референдум и новую конституцию. Тем не менее, Кадыров, как потенциальный президент, имел перед ними существенные преимущества - "решительный, властный, обладающий бойцовским характером, Кадыров способен подмять все и всех...". Следующий очевидный логический шаг, что Кремлю нужна в Чечне не легитимная в глазах населения власть, а лояльный диктатор, способный подавить любое сопротивление, Шерматова не делает. Но дотошный читатель найдет это соображение и возможные последствия реализация модели "крысиного короля" в статье Зои Световой "Чеченская безнадега", опубликованной еще 13 сентября в "Русский курьер" (# 95). Если же Кадыров, который сейчас как раз выстраивает свою власть проиграет, считает Шерматова, повторяя политологов Никонова и Пинтковского (см. "Чеченские выборы в зеркале центральных СМИ", Бюллетень #1), то "нужно было бы все начинать сначала".

Эмиль Паин, чей комментарий следует в "Московских новостях" сразу за статьей Шерматовой считает, что федеральные власти "пересолили" с управляемостью чеченских выборов (как будто количество "соли" кто-то отмерял), но в заключении высказывает существенное для всех российских избирателей предупреждение - "политические технологии, используемые в провинциях, всегда возвращались в метрополию".

Муса Мамедов и Илья Булавинов в статье "Ахмат и сорок разбойников" ("Власть", # 38") пытаются заглянуть уже за горизонт президентских выборов и предположить последствия укрепления власти и.о. Президента. Их прогноз безрадостен: борьба за власть в республике будет продолжаться. Подавив оппозицию, не только в рамках предвыборной борьбы, но и в других формах общественно-политической жизни, Кадыров окажется лицом к лицу с федеральными силовыми структурами, отношения с которыми у него уже складываются не лучшим образом. "И тогда бывшему муфтию придется объявить федералам новый джихад. Теперь уже от имени власти, легитимность которой Москве будет трудно подвергнуть хоть какому-то сомнению".

В том же номере "Власти" опубликован материал Мусы Мамедова "Взрыв в конце туннеля" - прекрасная иллюстрация для тех, кто хочет составить живую картину избирательной кампании в условиях войны. В том же ключе - о выборах в атмосфере страха, насилия и безысходности - репортаж Владимира Воронова "Логика страха" ("Еженедельный журнал # 38).

В заключение упомянем новую кремленологическую гипотезу, трактующую систему принятия решений внутри федеральной власти. Санобар Шерматова, в уже упоминавшейся выше статье, предлагает очень простой ответ на вопрос: почему Кремль сделал ставку на Кадырова. Потому, что он смог сформировать себе статус "человека Путина". А Президент РФ "имеет репутацию политика, который своих не сдает".

Подобные более и менее достоверные построения в сущности подтверждают распространенное журналистское мнение о том, что федеральные власти не осуществляют стратегического планирования своей политики в Чечне. Судьбу Чечни, судьбы гибнущих в регионе мирных жителей и солдат, судьба потенциальных жертв будущих терактов зависит от придворной интриги. Этот печальный вывод видимо должен был быть вынесен в шапки российских газет и на обложки журналов, но для этого необходим другой уровень свободы слова.

Опубликовано в Бюллетене Московской Хельсинкской группы # 3, 1 октября 2003 года, при информационном содействии Интернет-СМИ "Кавказский узел", при поддержке Российского исследовательского центра прав человека, Сети домов прав человека и Международной Хельсинкской Федерации.

Автор: