19:15 / 04.11.2003В горах Северного Кавказа найдено изображение Иисуса Христа

На одной из скал Северного Кавказа на высоте более ста метров обнаружено изображение Иисуса Христа. Находку уже сравнивают со знаменитой Туринской плащаницей. Историки делают выводы о распространении христианства, паломники говорят о чуде. Тем временем местные жители вынуждены защищать святыню от наплыва туристов.

Добраться к наскальному изображению Иисуса Христа на склоне хребта Мацешта в плохую погоду можно разве что по-пластунски, цепляясь за ветки и корни деревьев. 120 метров по отвесной скале вверх и вниз по силам не каждому, но любопытных туристов в поселке Нижний Архыз ежедневно, хоть отбавляй.

Историк Сергей Варченко обнаружил святой лик совершенно случайно четыре года назад, но сейчас сожалеет, что не сохранил место находки в тайне. Помимо паломников, желающих зажечь свечу у лика Спасителя, теперь сюда поднимаются и те, кому важнее оставить собственноручное начертание.

Анализ красок показал, что творение неизвестного художника восходит к десятому веку и представляет собой еще одно свидетельство того, что на Северном Кавказе христианство распространилось гораздо раньше, чем на Руси. С этого места хорошо видны три храма, которые остались от древней аланской столицы Маас. Возможно, образ был написан, чтобы оградить город от эпидемии чумы, как это было принято в те времена.

Заведующая местным музеем Нона Тавалжанская говорит, что древность рисунка подчеркивает отсутствие нимба - традиционного для византийской иконописи. К тому же архызский лик очень схож с изображением Христа на Туринской плащанице.

Загадочный лик не был стерт временем во многом благодаря уникальным особенностям местного сухого климата. Долина реки Большой Зеленчук прозвана "Хадырь Мыва", что с черкесского переводится как "окаменевшие тела". Местные жители до сих пор находят древние захоронения с хорошо сохранившимися мумиями, предметами быта, оружием и даже шелковой одеждой.

Впрочем, защитить образ Христа, ставшего за тысячу лет свидетелем и нашествия Тамерлана, и немецкой оккупации, природа уже не в состоянии. Стальной крепеж - это все, что осталось от защитной сетки, установленной священнослужителями и учеными для того, чтобы обезопасить святой лик от вандалов.

Сотрудники музея говорят, что сейчас для того, чтобы сохранить уникальное произведение наскального искусства, здесь необходимо установить разве что пуленепробиваемое стекло.

Автор: