Краснодарский клуб гражданского образования ККОО "ТС "Южная волна", совместно с Краснодарским краевым отделением "Мемориал" провел первое в этом году заседание на тему "Война в Чечне - мифы и реальность". На эту встречу приехали эксперты "Мемориала": из Москвы - Григорий Шведов (являющийся также руководителем информационно-аналитического интернет-проекта "Кавказский узел"); из Грозного - Александр Черкасов; из Назрани - Сулейман Кациев.
Открывая заседание Круглого стола, член правления краевого отделения "Мемориала" Виктор Гаскевич представил гостей и дал общее направление дискуссии, учитывая, что тема обширная, и ее обсуждение может занять гораздо больше времени. Григорий Шведов еще более конкретизировал направление разговора, упомянув, что на текущий момент общество "Мемориал" имеет 70 отделений по России и 20 в бывших республиках СССР - это обширная сеть, позволяющая достаточно точно представить настроения и взгляды россиян на ситуацию в Чечне.
- Наша задача, - подчеркнул Г. Шведов, - восстановить пространство публичного, гласного обсуждения того, что происходит: какими мы находим людей, возвращающихся из командировок в Чечню; почему СМИ дают недостоверную информацию о ситуации в Чечне и т.п. Мы должны помочь остановить беспредел, творящийся там.
Его коллега Александр Черкасов, ведущий работу непосредственно на территории воюющей республики, рассказал о том, насколько труднее стало работать в нынешних условиях, когда истинное положение дел замалчивается или даже скрывается. Военные демонстрируют незаинтересованность в содействии "Мемориалу" даже при поиске и возвращении пропавших военнослужащих.
Многочисленные выступающие высказывались очень эмоционально. Многих из присутствующих война в Чечне коснулась лично - люди потеряли кров, работу, нормальные человеческие связи с соседями, родными. Кто-то бывал в Чечне по долгу службы, кто-то из иных побуждений. Но у каждого сложилась своя точка зрения на проблему и на пути ее решения, зачастую резко отличающаяся от взглядов других выступающих.
Михаил Джурило, заместитель председателя Кубанского союза молодежи, вспоминал о впечатлениях от условий жизни российских военнослужащих, с которыми он имел возможность познакомиться в 1999 году, находясь в служебной поездке по Дагестану и Чечне в составе делегации администрации Краснодарского края.
Светлана Минц, преподаватель исторического факультета Кубанского госуниверситета, напомнила о том, что эта война - проблема не только чеченская, но общероссийская: "Мы сталкиваемся с ситуацией, когда молодые люди, идущие в Чечню защищать правопорядок, становятся либо жертвами, либо палачами, причем в последнем случае они все равно остаются жертвами!".
Надежда Джапаридзе, президент КРОО "Кавказское культурно-экономическое содружество" сказала: "Нельзя ставить штамп "бандит" целому народу! Чем бы ни закончилось нынешнее противостояние нам все равно жить вместе, рядом". А сотрудник Краснодарской государственной академии МВД полковник Николай Цимбал рассказал, что на базе Краснодарской академии готовится открытие филиала в Грозном. Практически все уже готово к тому, чтобы 1 сентября 2004 года начались занятия.
Эксперты общества "Мемориал" подвели черту под разговором. Первым высказался Сулейман Кациев, этнический чеченец, ведущий правозащитную деятельность в отношении жертв военного конфликта.
- Я не в восторге от того, что услышал здесь. Каждый из нас стремится остаться человеком, но ведь идет уничтожение мирного населения. Сейчас в Чечне не живут - выживают. Что касается силовых методов решения проблемы, то о какой ее эффективности можно говорить, если не выполняются два основополагающих принципа юриспруденции - презумпция невиновности и неотвратимости наказания за совершенное преступление.
- Собравшиеся сегодня здесь люди продемонстрировали такое разномыслие, - сказал Александр Черкасов, - что в нем было много правды. Но оказывается, что эта проблема и не чеченская, а российская и крайне трудная.
- Общественное внимание к проблеме, общий интерес могут оказать влияние, - заверил Григорий Шведов. - Когда появляются группы лиц с одинаковыми ценностями, тогда начинает что-то меняться. Первая чеченская война была не безымянной, общество получало огромный объем информации о происходящем в Чечне, каждый гроб, привозимый с фронта, становился событием для общества. Теперь вся эта информация старательно замалчивается. Активно насаждается миф о том, что ситуация в республике под контролем, нормализуется. Мы должны добиться того, чтобы получать правдивую достоверную информацию о происходящем. Надо сделать ситуацию открытой.