14:07 / 31.01.2004Жители осетинских и грузинских сел Южной Осетии опасаются повторения времени Гамсахурдиа

Собственный корреспондент ИА REGNUM посетил высокогорные села Цхинвальского района Южной Осетии: Арцев, Дменис, Сатикар, Хелчуа, Гром и Бикар. Известно, что осетинские и грузинские села Южной Осетии в ряде мест расположены в шахматном порядке: после осетинского села расположено грузинское и наоборот. Здесь осетины свободно говорят по-грузински, а грузины - по-осетински. Неместному жителю по внешнему виду и произношению нелегко даже определить, кто осетин, а кто грузин. Много смешанных браков.

Грузинские села, расположенные близ Цхинвала (Тамарашени, Кехви, Ачабети, Курта и ряд других) получают электроэнергию из Южной Осетии, а осетинские села Цхинвальского района, расположенные на значительном удалении от юго-осетинской столицы (Гром, Андорет, Ниш, Биет, Иврет, Бикар и Махис) все послевоенные годы страдали от отсутствия электричества (лишь в Гром 4-5 лет назад начали строить мини-гидроэлектростанции). По инициативе местного фермера Руслана Хубулова и при поддержке местных жителей Тенгиза Кусраева, Батрадза Хубулова, Георгия Хачирова, Маирбега Кусраева и других удалось договориться с ответственными лицами Горийского района Грузии о проведении электричества. Своими силами они организовали проведение электролинии длиной 3 километра из грузинского села Ахалубани. Теперь остается электрифицировать с.с. Верхний и Нижний Горет.

Как сообщает корреспондент, осетинское, равно как и грузинское, население (некоторые из указанных сел являются смешанными) желает жить в мире и добрососедстве. Несмотря на то, что осетинское население понесло несравнимо большие потери (в том числе и людские), крестьяне обеих национальностей тяжело пережили итоги войны 1991-1992 годов, большинство этих осетинских сел были сожжены, тысячи людей были вынуждены бежать из деревень, где родились их деды и прадеды. Были разорваны хозяйственные, дружеские и родственные связи. Никто не хочет повторения этого. Сегодня из разрушенного войной что-то восстановлено, но даже по прошествии десяти и более лет после конфликта, немыслимо приблизиться к довоенному уровню жизни.

Жители с. Гром сказали корреспонденту REGNUM, что "каждый народ имеет право выбирать" такой путь развития, который ему больше подходит в силу исторических, социально-экономических и национально-этических особенностей. С вводом трехсторонних миротворческих сил заметно улучшился общий климат в данных селах, как и в Южной Осетии в целом. За десять лет произошел заметный сдвиг также и в сознании грузинского населения в понимании необходимости мирного сосуществования. Однако местные жители опасаются, что Тбилиси удастся "снова увлечь молодежь националистической пропагандой и организовать новую агрессию против народа Южной Осетии".

Сегодня в селе Арцев осетинская и грузинская школы работают в одном здании. Осетинская школа - на втором этаже, грузинская - на первом. Грузинские учащиеся учатся по тбилисскому времени, осетинские - по принятому в Южной Осетии московскому. Грузинские учителя получают зарплату в грузинской валюте лари из Горийского района Грузии, осетинские - из Цхинвала в российских рублях. "Не о том надо думать, чтобы возобновлять националистические речи времен Гамсахурдиа, а о том, чтобы помогать друг другу независимо от национальности", - считают жители села.

Автор: