20:03 / 04.02.2004ал-Карахи

ал-Карахи, Мухаммад-Тахир ибн Хучалав ибн Мухаммад-Тилав ал-Цулди (1809-1880)- крупный дагестанский историк, правовед, знаток грамматики арабского языка, поэт.

Нисба ал-Цулди связана с сел. Цулда (ныне Чародинский р-н Республики Дагестан), где он родился и где сохранилась могильная плита с указанием даты его смерти; Карах - название группы селений, "общество" (джама'ат) того же района.

Ал-Карахи получил хорошее образование в различных мадрасах, переходя, по сложившейся тогда традиции, из селения в селение. По его словам, он прошел курс предметов в селениях Корода (учебники по разделам арабского языка - у Курбан-Мухаммада по прозвищу Ма'ан, метрику- у Хаджи-Мухаммада ибн Сулаймана), Ангида (морфологию по ал-Чарпарди-у кади Мустафы), Мохсох (грамматику, адаб-у Нур-Мухаммада Старшего), в обществе Гидатль (мусульманское право - у кади Мухаммад-Амина), в селениях Гагатль (право, историю ислама - у шайха Данийала), Гонох (философию, логику, теорию диспута, право, тафсир - у Хаджи-Дибира).

В 40-х годах XIX века ал-Карахи - кади сел. Тлярош, в 1850-1853 годах - секретарь Шамиля, жил в Ведено, в резиденции имама. После пленения Шамиля (август 1859 г.) он вернулся в Темир-Хан-Шуру, где состоял кадием, затем старшим кадием Дагестанского народного суда.

Ал-Карахи - основной историограф Шамиля, по предложению которого составил (на арабском языке) большой исторический трактат, посвященный освободительной борьбе народов Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х годх XIX века, под названием "Барикат ас-суйуф ад-да-гистанийа фи ба'д ал-газават аш-шамилийа" ("Блеск дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах"; вариант названия: "Барикат ас-суйуф ал-джабалииа фи ба'д ал-газават аш-шамилийа" - "Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах"). Труд в основном был написан в 1850-1858 гг., а завершен в 1873 г.

Основными источниками этого сочинения были рассказы и беседы Шамиля, его сподвижников - очевидцев военных событий, переписка имама с наибами, а также иная официальная документация, личные наблюдения автора. После смерти ал-Карахи его сын Хабиб Аллах внес некоторые дополнения в основной текст, а также отредактировал книгу в угоду царской цензуре с целью ее издания (в начале XX века) в типографии Мухаммад-мирзы Мавраева в Темир-Хан-Шуре. Книга увидела свет только в 1941 г. (перевод), в 1946 г. вышел арабский текст.

В Дагестане, Ставрополе, Санкт-Петербурге, Тбилиси, Макке (Мекка), возможно, в Сирии и Азербайджане хранятся рукописи этого сочинения ал-К., датированные от 1873 до 1914 г. (несколько списков - без даты). В Фонде восточных рукописей РФ ИИАЭ ДНЦ РАН хранится автограф (1873 г.), охватывающий военно-политические события 1830-1871 гг. Этот фундаментальный исторический труд представляет собой выдающийся памятник дагестанской историографии и пользуется огромной популярностью в Дагестане, на Кавказе и в странах Ближнего Востока.

Научная деятельность ал-Карахи была многогранной. Помимо Барикат ас-суйуф его перу принадлежат сочинения по грамматике арабского языка, которыми пользовались в дагестанских мадрасах как учебными пособиями, по теории фикха, назру, стихи, большое число комментариев, глосс, писем-ответов на вопросы по мусульманскому праву, догматике, вероучению ислама (широко распространенный в Дагестане жанр "вопрос-ответ"). Среди юридических сочинений ал-Карахи - "Шамс ал-манафи' 'ала шарх Джам' ал-джавами'" (субкомментарий на сочинение Тадж ад-дина ас-Субки, ум. в 1370г., по методике фикха); подбор многочисленных текстов по проблемам назра - подготовительная работа к диспуту с дагестанским ученым Гаджи(Хаджжи)-Али Акушинским; сочинение о штрафах и наказаниях в государстве Шамиля. Последние два сочинения не имеют названия.

Сохранилось несколько стихотворений ал-Карахи (элегия на смерть имама Гази-Мухаммада; касида о событиях 1839 г. в Ашильта; трактат по теории стихосложения), а также его комментарий (Китаб ас-суллам) к популярному в мусульманском мире учебнику по логике Суллам ал-бахй арабского автора Абд ар-Рах-мана ал-Адхари (ум. в 1778 г.).

Ал-Карахи имел большую книжную коллекцию, частично сохранившуюся в его родном селении Цулда. Она состоит из печатных и рукописных книг (150 единиц). В основном это сочинения по праву, грамматике арабского языка, логике, поэтические тексты, многочисленные записи ал-Карахи. Коллекция изучается дагестанскими востоковедами.

В дагестанских рукописных коллекциях хранится несколько сочинений, переписанных ал-Карахи, среди них "аз-Заваджир 'ан иктираф ал-каба'ир" ("Удержание от совершения тяжких грехов") Ибн Хаджара ал-Хайтами, переписанное Шамс ад-дином ал-Хучади ал-Карахи с экземпляра, переписанного Мухаммад-Тахиром.

Автор:Кавказский Узел