11:30 / 02.03.2004Подробности смерти Руслана Гелаева

1 марта в Махачкале пленные боевики опознали труп, пожалуй, самого авторитетного из чеченских полевых командиров Руслана (Хамзата) Гелаева. Известного боевика ликвидировал не спецназ ГРУ и не ФСБ, а двое молодых пограничников, случайно встретивших его у родного села.

Подробности гибели Гелаева описаны сегодня, 2 марта, на страницах "Коммерсанта". Как пишет издание, 28 февраля телохранитель и чабан вывезли Р.Гелаева на машине в низовья ущелья Чаеха, идущего от села Бежты в Панкисское ущелье Грузии. Там Черный Ангел (позывной Гелаева) остался один. Попрощавшись с подельниками, он двинулся вверх по ущелью. Потеряв все свое войско во время неудачного дагестанского рейда, командир решил уходить через перевалы на основную базу в Панкисское ущелье, где до сих пор живут его жены, дети и другие многочисленные родственники. Из Панкисси, напомним, полевой командир и организовывал большинство своих вылазок, собирая для них отряды из добровольцев чуть ли не со всего СНГ.

Однако на этот раз вернуться в уже ставшее для него родным ущелье Гелаев не смог. Как рассказывают в отделе милиции поселка Бежта, в это же время вниз по Чаехе шли двое 22-летних местных жителей - рядовые Абдулхалик Курбанов и Мухтар Сулейманов. Отслужив срочную на маленькой, не имеющей даже названия погранзаставе, ребята остались охранять границу по контракту. Поскольку застава расположена всего в десяти километрах от родного села, контрактники могли себе позволить время от времени сбегать домой - подкрепиться, встретиться с подружками, а иногда и переночевать в выходные. Так было и в минувшую субботу. Абдулхалик Курбанов, который всего пару месяцев назад женился, решил проведать супругу, а неженатый еще Мухтар Сулейманов отправился проводить приятеля.

В идущем навстречу мужике, пожалуй, даже опытный пограничник не признал бы Хамзата (мусульманское имя Руслана Гелаева). Взлохмаченная борода, черные тренировочные штаны "Адидас" с вытянутыми коленками, потертая куртка-аляска, резиновые сапоги до колен и вязаная шапочка делали его похожим скорее на бомжа, чем на грозного полевого командира.

Как развивались события дальше, теперь уже никогда не удастся установить. Скорее всего, кто-то из пограничников окликнул или попытался проверить документы у встречного - в ответ раздалась автоматная очередь. Огонь велся почти в упор - видимо, Гелаев до последнего момента прятал короткоствольный автомат Калашникова под курткой, поэтому оба пограничника тут же упали, обливаясь кровью. Пулей, попавшей в голову, рядовой Сулейманов был убит на месте. Абдулхалик Курбанов, раненный в грудь, успел выстрелить в ответ. Его пули раздробили левый локоть Гелаева и практически оторвали руку. Но раненого боевика не остановили. Как говорят дагестанские милиционеры, смерть рядового Курбанова также наступила от пулевого ранения в голову - Гелаев добил его двумя выстрелами в упор. Причем стрелял, держа автомат в одной руке.

Впрочем, и самому Черному Ангелу жить оставалось недолго. О том, как полевой командир провел последние минуты своей жизни, красноречиво свидетельствовали следы на снегу.

Сразу после расстрела пограничников Гелаев бросился вверх по ущелью, но пробежал всего около пятидесяти метров - силы таяли с каждым шагом, поскольку из руки командира хлестала кровь. Гелаев боролся за жизнь до последнего. Судя по луже крови, он остановился, отрезал левую руку и бросил ее на снег вместе с ножом. Затем достал из полевой аптечки резиновый жгут, наложил его на кровоточащую культю, сделал еще несколько шагов, упал, снова встал. Он прошел еще полста метров и снова остановился. Вытащил из кармана банку растворимого Nescafe, пожевал порошок, видимо, надеясь, что это придаст ему сил. Потом достал и надкусил плитку шоколада "Аленка".

Последние метры в сторону границы Грузии полевой командир полз на четвереньках. Он так и умер в этой позе со сжатой в кулаке шоколадкой. Его труп нашли милиционеры, отправившиеся на розыски не дошедших до родного села пограничников.

Автор: