В правительстве Южной Осетии введена должность государственного советника Президента по делам неправительственных организаций и иностранных миссий. На эту должность был назначен один из зачинателей НПО-движения в Южной Осетии Петр Гассиев. В интервью газете "Молодежь Осетии" П.Гассиев ответил, чем, на его взгляд, вызвана необходимость учреждения такой должности в Республике.
"В последнее время неоднократно звучали резкие заявления президента в адрес неправительственных организаций, - говорит Гасиев. - В первую очередь в связи с тем, что наряду с теми неправительственными организациями, которые реально работают, развиваются, стремятся создать рабочие места, существуют НПО, которые ведут паразитический образ деятельности. Средства, получаемые от фондов, у подобных организаций уходят неизвестно на что".
Кроме того, П.Гассиев отметил, что, в отличие от российских НПО, у наших довольно неопределенное положение: "В основном фонды-доноры, финансирующие наши НПО, располагаются в Грузии, с которой у нас, мягко говоря, несколько натянутые отношения. Соответственно, эти фонды, как правило, требуют от наших организаций определенных уступок. Как было подчеркнуто в интервью, эти уступки носят не столько бюрократический характер, сколько бывают с политическим мотивом. Пришлось признать также, что фонды, к сожалению, работают недобросовестно с югоосетинскими организациями, направляя в Южную Осетию буквально крохи. Так около 450-500 тысяч долларов в год поступает в неправительственные организации Южной Осетии, но даже из них использованными на целевые расходы оказывается не более 150-200 тысяч в год. Как по этим суммам отчитываются НПО, остается тайной за семью печатями, несмотря на абсолютную прозрачность, которая оговаривается в уставах этих организаций. Проблема заключается в том, что неправительственные организации в большинстве своем получают гранты от фондов, расположенных в Грузии, благодаря непризнанному статусу Южной Осетии, наличию зоны конфликта и неурегулированности отношений. Следовательно, они обязаны добросовестно использовать эти средства, а государство имеет право интересоваться, на какие цели расходуются средства, получаемые от иностранных фондов организациями республики, у которой не урегулированы отношения со страной, где эти фонды базируются".
По мнению госсоветника по НПО, эта работа очень сложная, как технически, так и морально. "Я думаю, что в первую очередь необходимо создать единый блок реально работающих неправительственных организаций, - считает Гасиев. - Его даже не будет необходимости как-то юридически оформлять. Это будет как бы союз организаций, реально работающих на благо государства. Всем остальным организациям придется либо поменять стиль работы, либо оставить свою деятельность". П.Гассиев уточнил, что речь идет не о репрессиях, а лишь о том, чтобы повысить ответственность НПО за те средства, которые они получают от фондов: "На самом деле это довольно серьезная проблема, как нам кажется, поскольку среди НПО Южной Осетии в некотором смысле распространено такое мнение: почему не пустить на ветер деньги какого-либо фонда, если это средство помогает обеспечить работой и зарплатой какую-то часть населения? Маленькая организация получает деньги от иностранного фонда и тихо их кушает, никого при этом не трогая".
Но как отметил П.Гассиев, эта маленькая организация зарегистрирована в минюсте Южной Осетии и получает грант как НПО в зоне конфликта, т.е. пользуется статусом Южной Осетии для решения своих материальных проблем. Госсоветник назвал организации, которые работают добросовестно. Это молодежная организация "Ныфс", общественно-образовательная организация "Welcome", детская творческая студия "Бонварон", НПО "Малыш", Центр археологических исследований, учебно-консультационный центр "AnyKEY" , радио "На улан", Студенческий клуб "Аполлон" и другие.