19:27 / 05.03.2004Смертницу Зарему Мужихоеву, готовившую взрыв в центре Москвы, будут судить присяжные

Не исключено, что ее не признают террористкой, а осудят лишь за хранение взрывчатки.

В пятницу в 11.00 в московском городском суде прошли предварительные слушания по делу 22-летней Заримы Мужихоевой, подозреваемой в подготовке теракта 9 июля 2003 года в Москве. Как сообщили "Газете.Ru" в канцелярии по уголовным делам, заседание прошло в закрытом режиме.

В самом его начале адвокат Мужихоевой Наталья Евлапова от имени подсудимой заявила ходатайство о рассмотрении этого дела судом присяжных. Судья Петр Штундер удовлетворил это ходатайство и принял решение, что 23 марта в суде пройдет отбор присяжных. Для этого из 50 человек суду предстоит отобрать 14 - 12 основных и двух запасных. В тот же день начнется рассмотрение дела Мужихоевой по существу.

Зарима Мужихоева - уроженка Ингушетии, проживавшая в последнее время в станице Ассиновская Ачхой-Мартановского района Чечни, была задержана 10 июля 2003 года возле ресторана "Имбирь" в центре Москвы на 1-й Тверской-Ямской улице при попытке совершения террористического акта. По данным следствия, Мужихоева прилетела в столицу 3 июля из Назрани. Не исключено, что она входила в группу смертниц, взорвавших пояса шахидов у аэродрома в Тушине - они тоже прилетели в Москву из Ингушетии в конце мая.

Исходя из материалов дела, вечером 9 июля Мужихоева появилась на Тверской улице. Она села за столик на улице возле ресторана "Мон-кафе". Со слов охранников кафе, она сильно нервничала. Однако взрыва не произошло: в кафе было мало посетителей.

В четверг вечером возле гостиницы "Комета", расположенной по адресу проспект Вернадского, 16, была задержана жительница Чечни 21-летняя Зара Муртазалиева. Как сказали "Газете.Ru" в пресс-службе Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД РФ, Муртазалиева была задержана "в ходе реализации оперативной информации". При осмотре в дамской сумочке, которая находилась в руках задержанной, оперативники обнаружили 200 г пластита.

Свидетельства о регистрации в Москве у Муртазалиевой не было.

После задержания молодая женщина была доставлена в ближайшее отделение милиции. Но на вопросы оперативников о цели ее пребывания в Москве и откуда у нее взялась взрывчатка, она отвечать отказалась. Сейчас сотрудники правоохранительных органов проверяют задержанную на причастность к подготовке теракта.

Поняв, что террористический акт в безлюдном месте бессмысленен, Мужихоева отправилась в сторону Триумфальной площади. Поскольку девушка вела себя странно, ее заметили работники ночных магазинов и кафе. Примерно в 23 часа чеченка появилась у ресторана "Имбирь" на 1-й Тверской-Ямской улице. Однако, как рассказали "Газете.Ru" в ГУВД столицы, в ресторан чеченка не зашла, а села в соседнем кафе. На ее странное поведение обратили внимание охранники; по их словам, девушка была сильно возбуждена. Примерно в 23.20 охранники ресторана вызвали милицию.

Милиционеры подошли к террористке и попросили предъявить документы, на что чеченка выкрикнула, что намерена взорвать ресторан. Милиционеры вызвали на помощь других сотрудников милиции и отряд Управления ФСБ по Москве и Московской области, после чего приказали террористке опустить рюкзак на землю и надели ей наручники. Вокруг ресторана выставили оцепление, все посетители были эвакуированы, жильцов соседних домов предупредили об опасности. К оцепленному району подъехало несколько машин "скорой помощи".

В течение двух часов взрывотехники пытались разрушить сумку при помощи специального робота. После нескольких обстрелов из гидропушки остатки взрывного устройства принялся осматривать офицер-взрывотехник ФСБ 29-летний майор Георгий Трофимов. Он не успел дотронуться до сумки, как произошел взрыв, Трофимов погиб на месте.

По данным МВД, взрывное устройство содержало 400 граммов пластита, а для увеличения поражающего эффекта было начинено металлическими шариками и гайками. Механизм, который привел в действие взрывное устройство, по мнению оперативников, был снабжен несколькими дублировавшими друг друга взрывателями, в том числе установленными "на неизвлекаемость".

По одной из версий, как только взрывотехник подошел к сумке, сообщник террористки, который остался незамеченным милиционерами, привел механизм в действие с помощью дистанционного управления.

Взрывной волной были выбиты стекла в нескольких зданиях по 1-й Тверской-Ямской улице, но кроме взрывотехника никто не пострадал. Задержанную Зарему Мужихоеву милиционеры доставили сначала в 10-е отделение милиции, после чего увезли в Главное управление по борьбе с оргпреступностью (ГУБОП) МВД России. На следующий день ее перевели в СИЗО "Лефортово".

После серии допросов Генеральная прокуратура России предъявила Мужихоевой обвинение по четырем статьям Уголовного кодекса: ст. 205 ч. 3 (терроризм), ст. 222 ч.3 (незаконное приобретение, хранение взрывчатых веществ и взрывных устройств), ст.30 ч. 3 УК РФ (приготовление к преступлению и покушению на преступление) и ст.105 ч. 2 (убийство), по которым ей грозит наказание вплоть до пожизненного.

Однако, как считает адвокат обвиняемой Наталья Евлапова, Мужихоеву можно судить только за хранение взрывчатки - она не хотела совершать теракт и собиралась сдаться властям, но "понимала, что за ней следят". По мнению адвоката, Мужихоева относится к другому типу террористок. "Очень важно, что выявился совершенно новый типаж террористок-смертниц - не фанаток и не наркоманок", - заявила она.

Автор: