13:39 / 09.03.2004Подробности обыска в лагере "Сацита"

Между 5 и 6 часами утра 6 марта в палаточном лагере "Сацита" в Ингушетии был произведен полномасштабный обыск.

По рассказам обитателей "Сациты", лагерь был блокирован бронетехникой: 4 танка - по углам, еще 8 БТРов по периметру. Обыск проводили федеральные военнослужащие и представители неизвестных силовых структур Чечни в черной форме, приехавшие на 17 автомашинах марки УАЗ.

Сразу были задержаны все люди, находившиеся в этот момент вне своих палаток (несмотря на ранний час на улице было многолюдно - наступало время утренней молитвы). Затем прошли обыски по всему лагерю, в первом ряду он был повальным.

По словам беженцев, силовики входили в палатки, спрашивали документы, в одной палатке даже вскрыли полы. Говорили, что ищут боевиков и оружие.

"Одну девушку держали в одном платье на улице, пока проходил обыск", - рассказала обитательница лагеря Малика Товсултанова, у которой силовики до обморока напугали 5-летнюю дочь.

Один из двух участковых милиционеров, пытавшихся вступиться за беженцев, был даже избит.

Затем 17 задержанных отвели в автобус, стоящий за лагерем. По словам одного из них, Руслана Джамсаева, им сказали, что их документы хотят проверить через компьютер. "Компьютера там не оказалось. В автобусе сидел один человек, который нас просто внимательно рассматривал", - рассказал он. Задержанных пришлось выпустить под давлением женщин из лагеря, пришедших выручать своих мужчин.

Обыск закончился в 10 часов утра. А уже в середине дня с целью разобраться в произошедшем самолетом из Москвы прилетела председатель комиссии по правам человека при президенте России Элла Памфилова.

По ее мнению, сегодняшний обыск в лагере "Сацита" - самоуправство чиновников на местах. "Подобного указания сверху быть не могло", - сказала она.

По словам чеченских правозащитников, обыск не ставил своей целью что-то конкретное. "Это было элементарное запугивание с целью вынудить людей покинуть лагерь. Причем проходило оно по ставшему уже привычным сценарию", - заявил председатель правозащитной организации "Чеченский комитет национального спасения" Руслан Бадалов.

По его словам, дополнительный пример творимого беспредела - снятие ограды с лагеря. "Как только лагерь передали из-под контроля управления по делам миграций (УДМ) Ингушетии в чеченское ведение, первым делом была ликвидирована проволочная сетка, огораживающая лагерь. Не исключено, что это было сделано для удобства проведения акций, подобных сегодняшней", - считает правозащитник.

Автор: