Предлагаем вашему вниманию текст заявления Регионального общественного движения "Чеченский комитет национального спасения":
"Выход из войны лежит в плоскости политического урегулирования, о чем прежде неоднократно говорилось видными как российскими, так и зарубежными политическими деятелями и правозащитниками. Но, к сожалению, российское руководство, объявив лидеров Ичкерии чуть ли не рассадниками международного террора, фактически закрыло все пути к переговорному процессу с Асланом Масхадовым, законно избранным ещё в январе 1997 года и признанным российскими властями президентом Чеченской Республики Ичкерия. Как следствие - продолжение военной кампании, которая постоянно преисполняет чашу унижений и человеческих страданий. Единственным "позитивом", который содержит в себе многолетний вооруженный конфликт на территории Чеченской Республики, является тот факт, что эта так называемая контртеррористическая операция становится трамплином для всех тех, кто на человеческой крови и страданиях делают себе карьеру, как военную, так и политическую.
Вот почему, несмотря на заверения высшего военно-политического российского руководства, не стоит прельщаться ожиданиями умиротворения военной обстановки в Чеченской Республике и вокруг нее. Она всегда будет оставаться сложной и напряженной. Некоторые российские генералы и политики, которым чеченская бойня сулит реальную денежную выгоду, кровно заинтересованы в эскалации напряженности в регионе. Окончательное и бесповоротное завершение многовековой трагедии чеченского народа будет автоматически означать для них крах финансового благосостояния и окончание безраздельного контроля над нефтяными ресурсами Чеченской Республики, превращенной российскими силовыми ведомствами в зону, куда, по сути, закрыт доступ для правозащитников и представителей независимой прессы.
В этой связи вполне уместно утверждение о том, что некоторым высокопоставленным генералам Министерства Обороны и других силовых ведомств России не выгодно окончание "контртеррористической операции", а потому именно они являются основным фактором дестабилизации ситуации в Чеченской Республике. Следовательно, логически напрашивается вывод о том, что данное военное безумие можно остановить лишь посредством некой "третьей силы", способной развести противоборствующие стороны и стать гарантом безоговорочного прекращения затянувшегося российско-чеченского вооруженного конфликта. Эта идея тем актуальней, если учитывать такой факт, что российское руководство постоянно выступает в роли консультанта и гаранта в разрешении любых военных конфликтов в мире (в частности, приднестровский, абхазский, карабахский, палестино-израильский и балканский). В этой связи будет правильным, если Россия применит указанную формулу в отношении самой себя, так как она плотно завязла в чеченском конфликте. И будет правильным, если Россия первой начнет бить тревогу и требовать ввода миротворческих сил на свою территорию.
От войны устали все: чеченский народ и прогрессивно мыслящие люди в самой России, которые ради ее прекращения готовы на самые, казалось бы, нестандартные варианты. К примеру, руководитель Московской Хельсинкской Группы Людмила Алексеева считает: "Урегулировать ситуацию в Чечне могут только международные миротворческие силы". Таков лейтмотив ее недавнего интервью агентству "Интерфакс". Идея ввода в Чечню миротворческого контингента ООН не нова. Это предлагалось, в частности, председателем Транснациональной радикальной партии Оливье Дюпюи, что было поддержано 145 депутатами европейского парламента. В этой связи немаловажно упомянуть тот факт, что в России и Европе уже десятками тысяч собраны подписи в поддержку установления в Чеченской Республике временной администрации ООН. Приятно, что в российском обществе также зреет осознание необходимости подобного шага. И эти настроения имеют перспективу к усилению.
Данный почин депутатов Европарламента имеет целью помочь России выйти из абсолютного тупика российско-чеченского конфликта. Примечательно, что гораздо менее значительные по масштабам конфликты (в Приднестровье, Абхазии и Нагорном Карабахе) находятся в зоне пристального внимания ООН, в то время как беспрецедентная чеченская драма даже не входит в орбиту их рассмотрения политическим путем. Настала, наконец, пора покончить с этой практикой "двойного стандарта". Тем более, в этом - святая обязанность международного сообщества, которое не должно остерегаться недовольства со стороны российского руководства. Если допустить правдивость утверждений российского руководства о наличии в Чеченской Республике баз международных террористов, то, следуя логике, в этой борьбе должны использоваться именно международные войска - контингент ООН в рамках антитеррористической коалиции, и тем самым помочь России в разрешении продолжающего российско-чеченского вооруженного конфликта".
Руслан Бадалов, председатель Регионального общественного движения "Чеченский комитет национального спасения"
11 марта 2004 года
Назрань
Республика Ингушетия