аш-Ширвани ас-саййид Йахйа ибн ас-саййид Баха' ад-дин аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Халвати - азербайджанский суфий-ханафит, потомок 7-го шиитского имама Мусы ал-Казима (ум. в 799 г.), "второй наставник" (пир-и сани) братства халватийа (после первого пира, основателя братства Захир ад-дина Умара ал-Халвати, ум. в Табризе в 1349 или 1397 г.).
Время жизни: вторая половина XIV века - 1463/64 г.
Родился в г. Шамаха (историческая область Ширван в Северном Азербайджане) в семье известного в городе богатого купца ас-саййида Баха' ад-дина, занимавшего одновременно должность главы объединения саййидов (накиб ал-ашраф) Ширвана. Впоследствии эту должность унаследовал его сын ас-саййид Йахйа. По преданию, последний с детства обладал чудотворными и недюжинными умственными способностями, выделялся среди сверстников прекрасной внешностью, любил играть в конное поло (сауланджан).
После изучения в мадрасе богословских наук (хадисоведение, фикх, тафсир, калам) ас-саййид Йахйа получил у отца и светское образование, в результате чего уже подростком неплохо разбирался в математике, географии и логике. Он изучал также литературу и языки и впоследствии прославился как большой знаток персидского, арабского и тюркского языков.
Шамаха, летняя резиденция ширван-шахов из династии Дарбанди (1382-1538 гг.), один из центров производства шелка-сырца и великолепных шелковых тканей, была также одним из организационных и миссионерских центров братства халватийа. Здесь жил и проповедовал шайх Садр ад-дин ал-Халвати (ум. в 1425 или 1456 г.) - тогдашний глава братства, "заместитель" (халифа) одного из известных шайхов халватийи 'Изз ад-дина ал-Халвати (ум. в 1410 г.). После смерти ширван-шаха Ибрахима I (1382-1417) государством ширван-шахов стал править его старший сын и наследник ширван-шах Халил Аллах I (1417-1462). Последний, как и его отец, в своей внешней политике придерживался ориентации на Тимуридов, которые вели ожесточенную борьбу с правителями Кара-Коюнлу. Большую помощь в проведении такой политики ширван-шаху оказывали видные суфийские шайхн, одним из которых был упомянутый 'Изз ад-дин. Еще во время пребывания амира Тимура (1370-1405) в Шамахе шайх 'Изз ад-дин пользовался большим влиянием на него. Сын 'Изз ад-дина и зять шайха Садр ад-дина ал-Халвати, шайх Таки ад-дин Пир-зада ал-Халвати, был одним из учителей аш-Ширвани в мадрасе. Именно при посредстве своего учителя аш-Ширвани впоследствии вступил в братство халватийа. По одной из легенд, фактором, побудившим его вступить в братство, стал мистический сон, в котором пророк Мухаммад указал ему на Садр ад-дина ал-Халвати как на его духовного отца и повелел ему вступить в его общину. По другой версии, отец аш-Ш. был против вступления сына на суфийский путь, но дал согласие на его вступление в братство халватийа, после того как убедился в духовной силе шайха Садр ад-дина, своей молитвой исцелившего его сына от тяжелой болезни.
Аш-Ширвани был инициирован в братство с испытательным сроком (несколько раз он уединялся, совершая сорокадневный пост - кырк арба'ин, чилла) по правилам общины халватийа, введенным ее основателем. По истечении испытательного срока шайх Садр ад-дин признал аш-Ширвани своим "заместителем" (халифа) с правом на наставничество (иджаза-йи иршад) и распространение идей братства халватийа.
По сведениям многих авторов, после смерти шайха Садр ад-дина аш-Ширвани, поссорившись с шайхом Таки ад-дином Пир-зада ал-Халвати из-за того, кому из них возглавить общину халватийа, уехал из Шамахи. По приглашению Халил Аллаха I он приехал в Баку - зимнюю резиденцию ширван-шахов - и обосновался в бакинской крепости. Как и его отец, аш-Ширвани занимал весьма прочные позиции при дворе Халил Аллаха, ставшего его муридом. Во дворе, рядом с дворцом ширван-шахов, на пожертвования Халил Аллаха была построена обитель (дергях) для шайха аш-Ширвани и его муридов. Постепенно к шайху стали стекаться люди со всего Баку и его окрестностей, приходили и из Малой Азии, и число его муридов, согласно источникам, превысило 10 тыс. человек. Фактически после переселения аш-Ширвани в Баку его обитель стала центральной обителью халватийи, а Баку - одним из центров суфизма. Именно после этого аш-Ширвани принял нисбу ал-Бакуви.
Ширван-шах Халил Аллах часто советовался с шайхом по делам управления страной. Со своей стороны, аш-Ширвани был очень привязан к нему и открыто выражал свои чувства, призывая муридов молиться за правителя, от жизни которого полностью зависит его собственное существование. Мистический смысл этих слов оказался пророческим: аш-Ширвани умер через девять месяцев после смерти своего любимого ученика, не вынеся разлуки с ним. Перед этим он в течение шести месяцев воздерживался от еды. Одно из известных своих сочинений - "Кашф ал-кулуб" ("Раскрытие сердец") - он посвятил своему муриду султану Халил Аллаху.
В похоронах шайха аш-Ширвани участвовали все жители Баку и его окрестностей. Он был похоронен в комплексе дворца ширван-шахов, рядом со своей обителью, в мавзолее, который сохранился до сих пор как культурно-мемориальный комплекс под названием "Мавзолей дервиша" (XV век). По сей день сюда приходят паломники поклониться пиру.
При жизни аш-Ширвани подготовил и разослал в разные концы Ближнего и Среднего Востока многих своих "заместителей" (хулафа). Пир Илйас, Закарийа ал-Халвати, Хабиб ал-Карамани, пир Мухаммад Баха ад-дин Эрзинджани, Мухаммад Джамал ад-дин ал-Аксари (более известный как Челеби-халифа), Ала ад-дин Али ал-Карамани и другие распространяли идеи халватийи в Малой Азии, начиная с Амасьи (сын аш-Ширвани, Наср Аллах, распространял учение братства в Крыму). Затем большинство из них были приглашены в Стамбул, где пользовались авторитетом и почетом при дворе османского султана. Мехмета Завоевателя (Мухаммад II Фатих, 1451-1481). Немаловажную роль в борьбе двух сыновей султана -Байазида и Джема - за османский трон сыграл Челеби-холифа. Приход к власти Байазида П (1481-1512) ознаменовался расцветом и широким распространением братства халватийа в столице империи. Специально для Челеби-халифа одна из византийских церквей была превращена в суфийскую обитель (текке), ставшую центральной обителью халватийи в Стамбуле. Всего в Стамбуле насчитывалось 13 обителей халватийи.
Другим известным "заместителем" аш-Ширвани был Деде Умар Рушани (ум. в 1487 г.), посланный в Ганджу и Карабах для распространения учения братства. Сам Деде Умар Рушани был наставником (муршид) шайха Йбрахима Гулшани/Гюлшани (ум. в 1534 г.) - основателя братства гулшанийа. Рушани и Гулшани занимали весьма прочные позиции при дворе государства Ак-Коюнлу. Впоследствии Ибрахим Гулшани вместе с другими последователями Рушани - шайхом Шамс ад-дином Тимурташем (Демирташ, ум. в 1526 г.) и шайхом Шахином ибн Абд Аллахом ал-Джаркаси - распространили идеи братства халватийа в Мисре (Египте) и в других арабских странах Азии и Африки. Эти шайхи сыграли большую роль и в упрочении османской власти в Мисре в начале XVI века.
Ширванскую ветвь братства халватийа возглавил еще один халифа аш-Ширвани - шайх Йусуф Зийа (Дийа') ад-дин Мускури, действовавший в XVI веке на территории нынешнего Кубинского района Азербайджанской Республики. В результате зародилось четыре основных дочерних ответвления братства халватийа: рушанийа, ахмадийа, шамсийа и джамалииа, от которых пошло более сорока побочных ответвлений.
Основы учения аш-Ширвани изложены в составленном им знаменитом молитвеннике "Вирд-и Йттар" ("Прощающая молитва"), или "Вирд-и ахйа", или же, как называли его члены братства халватийа, "Аурад-и шариф" ("Благородные молитвы"). В различные времена к "Вирд-и саттар" было написано восемь комментариев. В Институте рукописей АН Азербайджанской Республики в фонде Дж.Кахраманова хранится один из комментариев, написанный в 1848 г. членом дочернего братства халватийа, ахмадийа, Мархалладж-зада Сулайманом ибн Рустамом-афанди.
Молитвы из сборника аш-Ширвани громко читали на общих собраниях братства. Молитва начинается с традиционного для этого жанра выражения мольбы автора к Аллаху о прощении проступков и грехов человечества. Затем члены братства читают суру "Фатиха" ("Открывающая"), айат ал-Курси, суры "Кафирун" ("Неверные"), ал-Ихлас ("Очищение"), ал-Фалак ("Рассвет"), ан-Нас (Люди). После этого приступают к чтению собственно молитв "Аурад-и шариф", в основе которых прославление Творца путем произнесения его "прекрасных имен" (ал-асма' ал-хусна). Согласно аш-Ширвани, непрестанная концентрация внимания на именах Аллаха во время как громкого (зикр-и джали), так и тихого (зикр-и хафи) зикра ведет к мистическому прозрению и знанию. В ходе раскрытия сути "прекрасных имен" Аллаха фактически излагается мировоззрение братства, которое сводится к следующему. Чтобы стать полноправным членом братства и получить право на наставничество (иджаза-йи иршад), необходимо пройти семь циклов, или стадий (макам), очищения плотской души (нафс), совершить своего рода духовный джихад. Это внутренняя борьба с такими проявлениями души, как злоба, зависть, гордыня, алчность, похоть, беспокойство, дурной характер, ненависть к окружающему миру, тщеславие, неуживчивость, скрытое лицемерие, любовь к славе и власти. Все это качества нечестивой, упорствующей души, привыкшей повелевать (ан-нафс ал-аммара), и, чтобы избавиться от этих пороков, необходимо преодолеть последовательно семь стадий совершенствования души. После стадии ан-нафс ал-аммара идет стадия ан-нафс ал-лаввама ("сильно порицающая душа"), далее ан-нафс ал-мулхама ("вдохновенная душа"), ан-нафс ал-мутма'инна ("успокоенная душа"), ан-нафс ар-радийа ("ублаготворенная душа"), ан-нафс ал-мардийа ("угодная [Богу] душа") и, наконец, ан-нафс ал-камила ("совершенная душа"). На этой стадии человек становится совершенным. При этом мурид придерживается одного из основных положений учения братства халватийа: добровольное голодание (джу'), ночное бдение (сахар), уединение (халва) и удаление (итизал). Каждая из семи стадий совершенствования души соответствует одному из слов семичастной формулы зикру. ат-тахлил (произнесение фразы ла ила-ха илла-л-Лаху), Хува (Он/Бог), ал-Хайй (Сущий), ал-Хакк (Истинный), ал-Халик (Творец), ал-Каййум (Вечный), ал-Каххар (Всемогущий).
В молитвеннике аш-Ширвани они названы а'имма-йи асма-йи саб'а ("семь главных имен"). Произнесением "прекрасных имен" Аллаха занимались не только в уединении во время испытательного срока, но и на общих собраниях братства. Вслед за семичастной формулой зикра произносили все 99 "прекрасных имен" Аллаха.
Семь стадий мистического Пути находятся в неразрывной связи с представлением о семидесяти тысячах завес света и тьмы, вторгающихся между душой человека и Истиной (Богом). Каждая из семи стадий очищения и совершенствования мурида характеризуется появлением света разных цветов. На первой стадии ему видится голубой свет, на второй -желтый, на третьей - красный, на четвертой -белый, на пятой - зеленый, на шестой - черный. На последней стадии краски отсутствуют, и для мурида уже нет индивидуальных отличий, он полностью избавляется от плотской души, становится обладателем высоких духовных качеств, приближающих его к Богу.
Так как в братстве уделялось особое внимание толкованию снов (табир ap-py'йa), то каждой стадии совершенствования соответствует определенный сон, который снится муриду на пути постижения Истины. При этом в период уединения мурида большое значение имеет наставничество опытного учителя-муршида, который разъясняет значение его снов и видений и направляет его по правильному пути. При переходе от первой стадии ко второй муриду снятся дикие и домашние животные, дорогая утварь, вкусная еда и т.д. На третьей стадии ему снятся безногие и безрукие калеки. При переходе от четвертой стадии к пятой мурид избавляется от элементов плотской, дурной души и ему уже снятся шайхи, читающие Коран, ученые, мадрасы, книги и т.д. На пятой стадии ему видятся небеса, солнце, луна, звезды, сверкание молнии, свет лампады и т.д. При переходе от шестой стадии к седьмой снятся дождь, снег, град, глубокий бездонный колодец и глаз Всевышнего. Этот мистический сон указывает на седьмую стадию, когда душа мурида достигает совершенства.
Некоторые положения учения аш-Ширвани заимствованы, по-видимому, у братства кубравийа (система цвето-световои символики, толкование снов, руководство опытного наставника и др.). Вообще в учении братства халватийа наблюдается синтез тюркского и персидского суфизма.
На формирование мировоззрения аш-Ширвани оказало влияние учение о "единстве бытия" (вохдат ал-вуджуд) и "совершенном человеке" (ал-инсан ал-камил). При этом он придерживался доктрины "Мухаммадова света" (ан-нур ал-мухаммади), или "Мухаммадовой истины" (ал-хакика ал-мухаммадийа), суть которой сводится к истинному предшествованию пророка Мухаммада сотворению Аллахом мира. Согласно этому учению, Мухаммад был истинным светом, из которого был сотворен весь мир. Этот мир воплощался в Адаме, во всех других пророках и впоследствии в "святых" (аулийа') или в "полюсах" (актаб, ед. ч. кутб) - совершенных людях, которых Аллах избирал после пророков.
Концепцию "Мухаммадова света" аш-Ширвани изложил в сочинении "Асрар ат-талибин" (араб., "Тайны ищущих"), переведенном неким Кастамонулу Бекбаши Рамзи-афанди на турецкий язык. Говоря о сотворении мира, аш-Ширвани высказал мысль, что из Абсолютного Бытия появился свет, из которого постепенно выделились другие тела. В этом же сочинении он отметил особое значение знания как ценнейшего из человеческих достоинств. Совершенный человек должен обладать как внешними (захир) знаниями (знание светских наук: математики, географии, астрономии, медицины и т.д.), так и сокровенными (батин)знаниями (мистическое духовное знание).
В молитвеннике аш-Ширвани говорится также о трех стадиях (шариа, тарика и хакика) Пути мистического познания (ал-марифа) Бога. Эти три стадии последовательно связаны с человеческим миром (алом ан-насут), миром ангелов (алом ал-малакут), миром могущества (алом ал-джабарут), миром божественности (алом ал-лахут).
Молитвенник завершается многократным прославлением пророка Мухаммада и его кровных родственников - имама Али, его сыновей ал-Хасана и мученика ал-Хусайна, а также остальных шиитских имамов. Во всех подробностях описаны трагические события в Карбале (Кербеле).
Братство халватийа испытало на себе влияние шиизма и изначально было шиитским. Суфии халватийи признавали ал-вилайа - верховную власть Али как единственного наследника пророка Мухаммада по мужской линии. Основатель общины пир Умар ал-Халвати обосновал практику двенадцатидневного поста (по числу 12 шиитских имамов).
После прихода к власти в Иране и Азербайджане Сафавидов (1501-1732 гг.) и завоевания ими Баку и Табриза братство халватийа было вытеснено из Азербайджана и его последователи вынуждены были переселиться на территорию Османской империи, где халватийа стала одной из влиятельных в политическом и идеологическом отношениях суфийских общин. Именно поэтому до сих пор считалось, что основная часть сочинений аш-Ширвани хранится в различных библиотеках Стамбула и других городов Турецкой Республики. Однако недавно в Институте рукописей АН Азербайджанской Республики обнаружен рукописный сборник, содержащий основные сочинения аш-Ширвани. В нем 10 трактатов-"посланий" (рисала) на персидском языке. В библиотеке Стамбула Нур-и Усманийа, в библиотеке Стамбульского университета, а также в Конье в Мевляна музеси (музей Джалал ад-дина Руми) также хранятся рукописи с сочинениями аш-Ширвани. Труды аш-Ширвани написаны на арабском, персидском и тюркском языках. Под влиянием трудов Фарид ад-дина Аттара написано "Шарх-и Маратиб-и асрар ал-кулуб" ("Комментарии к "Ступеням тайны сердец").