15:24 / 14.04.2004Религиозный экстремизм в Грузии

Об авторе

Нодар Ладариа родился в 1960 г. в Сухуми. По образованию физик. В 1989 г. поступил в Тбилисскую духовную академию. В 1992-96 годах учился в Риме (Папский восточный институт). В 1996 г. присвоена ученая степень Доктора восточно-церковных наук. Ныне доцент Тбилисского университета языка и культуры и пресс-обмудсмен ежедневной газеты "Оцдаотхи саати" ("24 часа").

Как правило, понятие религиозного экстремизма отождествляют с насилием. Самые яркие проявления насилия на религиозной почве в Грузии связаны с именем Василия Мкалавишвили, бывшего священника Грузинской православной церкви, извергнутого из сана постановлением Священного синода. С конца 2003 г. Василий Мкалавишвили находился в розыске по обвинению в уничтожении чужого имущества, а 19 марта 2004 г. он был арестован вместе с несколькими единомышленниками, и против них уже тоже возбуждено уголовное дело. Так был нейтрализован самый крупный очаг крайнего религиозного экстремизма.

Однако значение Василия Мкалавишвили не исчерпывалось экстремистcкой деятельностью его паствы, от которой особенно страдали христиане-евангелисты и Свидетели Иеговы: возглавляемая им т. н. "Глданская епархия" служила, так сказать, видимой частью целого спектра социальных проявлений, которые можно охарактеризовать как религиозный экстремизм. На разных участках этого довольно широкого спектра можно наблюдать самые разнообразные отношения к погромам, устраиваемым членами "Глданской епархии": от прямого соучастия до пассивного одобрения, от потворства до невмешательства.

Для прояснения этой картины полезно ввести некоторую классификацию. Но прежде следует отметить два свойства религиозного экстремизма в Грузии: 1) основным субъектом экстремизма является православное вероисповедание; 2) экстремизм тесно связан с националистическими настроениями в обществе и пользуется последними как движущей силой. Основой предлагаемой классификации экстремизма, который после ареста Мкалавишвили целиком перешел на идеологически окрашенные словесные формы, будут служить ответы на два вопроса: кем? и против кого?

По этим критериям религиозный экстремизм можно подразделить на четыре основных вида, которые образуются скрещиванием следующих направлений: от церкви и от мирян; против "своих" и против "чужих".

1. От мирян против "чужих": здесь основным объектом религиозных преследований служат т. н. секты. Этим словом, как правило, обозначаются все неправославные религиозные направления - кроме, возможно, католической церкви, армяно-григорианской церкви, ислама и иудаизма; но разные деноминации христиан-евангелистов (лютеране, баптисты, пятидесятники) в народном представлении четко идентифицируются как "секты". При этом экстремистские настроения в широких массах грузинского общества носят, скорее, пассивный характер и представляют собой некую готовность, некоторое молчаливое одобрение любых действий, направленных против утверждения в Грузии свободы совести и вероисповедания.

Особенно активной частью населения, которую можно приписать к этому пункту предложенной классификации, являются, с одной стороны, образовавшиеся вокруг некоторых православных священников группы фундаменталистски настроенных прихожан, а с другой стороны, политические деятели (среди последних могут встречаться представители самых разных партий и направлений, так что охарактеризовать их более точно не представляется возможным). Фундаменталистски настроенные прихожане, повинуясь воле своих пастырей, время от времени образовывают группы давления на Патриарха. Поводом для подобных выступлений могут служить самые различные обстоятельства: планируемая выставка грузинского искусства за рубежом, желание заменить грузинское многоголосное пение на греческое одноголосие, введение в средние школы Грузии факультативного предмета "половое воспитание" и т. д. Священник Заза Тевзадзе в своем интервью газете "Оцдаотхи саати" ("24 часа") объясняет это явление отсутствием достаточного уровня христианского образования у православных прихожан, что служит причиной пробуждения некой первобытной религиозности. Наиболее распространенным видом мировоззрения у этих верующих является склонность к теории заговора: очень популярны разного рода мифы о масонском заговоре против православной Грузии. Инструментами этого заговора объявляются то телекомпания "Рустави-2", то Министерство просвещения, то все правительство Грузии, а чаще всего - гражданский сектор. До последнего времени эти настроения активно поддерживались и насаждались грузинскими политиками (Г. Шарадзе, Дж. Багатуриа и др.), но после отставки президента Шеварднадзе ставку на подобные настроения в обществе сделали почти все политические партии с низким рейтингом, которые пытались представить вполне законный арест Василия Мкалавишвили как вопиющее нарушение прав человека.

Из факторов, обуславливающих этот вид экстремизма, можно выделить: 1) низкий уровень религиозного образования среди православного населения Грузии; 2) отождествление конфессиональной принадлежности с национальной; 3) тенденция поощрять фундаменталистские настроения в обществе со стороны политических сил, считающих, что подобные настроения могут явиться благоприятным условием для получения голосов на выборах; 4) приток из России и Греции литературы фундаменталистского толка.

2. От мирян против "своих": этот тип религиозного экстремизма наименее ярко выражен в грузинской действительности, но от этого не становится менее опасным. Самую плодотворную почву для него представляет низкий уровень преподавателей, ведущих в средних школах предмет "религия и культура". Отсутствие надлежащего тренинга преподавательского состава и самой концепции предмета превратило последний в извращенный вариант "закона Божьего". Особенно страдают учащиеся младших классов, на психике которых особенно ярко отражаются результаты такого преподавания.

3.От церкви против "чужих": Грузинская православная церковь потворствует экстремизму и религиозной нетерпимости, с одной стороны, своей пассивностью и отказом от принципиальной позиции; с другой стороны - периодическим появлением в официальных документах и в выходящих под ее эгидой печатных изданиях тенденций явно экстремистского характера. Наиболее яркий пример: заявление Католикоса-Патриарха в начале 1990-х годов о том, что каждый грузин, убивший грузина, будет записан в особую книгу на позор грядущим поколениям (имеется в виду, что если жертвой убийства стал бы осетин или русский, это считалось бы меньшим грехом). Следует отметить также явные призывы к насилию по отношению к иноверным, неоднократно прозвучавшие из уст Бодбийского епископа Афанасия (Чахвашвили), и уничтожение настенной живописи в бывшем католическом храме г. Гори. В течение нескольких лет церковь довольно вяло открещивалась от экстремисткой деятельности Мкалавишвили, но после ареста последнего в заявлении пресс-центра грузинской Патриархии явно прозвучало пожелание, чтобы репрессии против Свидетелей Иеговы продолжило само правительство Грузии. Проявлением экстремизма со стороны церкви также следует считать обструкцию договора между Грузией и Святым престолом (государство Ватикан) в 2003 г.

Из факторов, способствовавших этому типу экстремизма, самым важным является выход Грузинской православной церкви в 1997 г. из Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей. Таким образом, православная церковь освободилась от необходимости учитывать ценности, признаваемые международной христианской, в том числе и православной, общественностью.

4. От церкви против "своих": каждый священнослужитель, который отваживается высказаться против изоляционизма и экстремизма в лоне Грузинской православной церкви, тем самым обрекает себя на репрессии со стороны фундаменталистки настроенного духовенства и находящихся у него в подчинении прихожан. Свидетельством этому служит сбор подписей с требованием поставить на рассмотрение Священного синода вопрос об извержении из сана священников Василия Кобахидзе, Зазы Тевзадзе и Георгия Чачава. Эти священнослужители подвергаются гонениям вопреки всем установлениям канонического права за их деятельность, в которой экстремистски настроенные группы усматривают поддержку экуменизма, свободы совести и вероисповедания.

К этому типу экстремизма следует отнести и море низкопробной печатной продукции, посредством которой Грузинская православная церковь пропагандирует изоляционизм, нетерпимость и антидемократические, антикультурные настроения среди самых широких масс населения.

Опубликовано 7 апреля 2004 г.

Автор:Нодар Ладариа, доцент Тбилисского университета языка и культуры и пресс-омбудсмен ежедневной газеты "Оцдаотхи саати" ("24 часа")