03:54 / 20.04.2004Мониторинг положения этнических меньшинств в Краснодарском крае. Осень 2003 - Зима 2003-04 годов

Курды
Шапсуги
Хемшилы
Армяне

Курды

Если взять данные о национальном составе жителей Краснодарского края, по данным краевого комитета государственной статистики на 1 января 2002 г. (СМИ и межэтнические отношения в Краснодарском крае. Под ред. В. Артюхиной, Я. Лобастовой. - Краснодар, 2003. - С. 42.), то мы с удивлением обнаружим, что курды, впрочем, как и турки-месхетинцы, хемшилы, корейцы, ассирийцы, в списке вообще не упоминаются. Несмотря на это, по оценкам курдских лидеров, в Республике Адыгее и Краснодарском крае проживает около 17 тыс. человек. В это число входят как курды-мусульмане, так и езиды. Езиды (самоназвание йэзди) представляют собой особую этноконфессиональную общность. Они говорят на диалекте курманджи, которым также пользуется и изрядная часть курдов-мусульман. Близость культуры, а также общность языка позволили ряду исследователей рассматривать их в качестве субэтнического подразделения курдов. Однако сами езиды чаще всего рассматривают себя в качестве совершенно самостоятельного народа.

В крае зарегистрированы две курдские общественные организации: ККОО "Общество курдской культуры памяти Ахмеда Хани" и национально-культурная автономия "Мидия", которые организационно входят в структуру Центра национальных культур г. Краснодара. Наиболее известной сейчас организацией является НКА "Мидия", которая существует с 1998 года как организация краевая, ставящая своей целью отстаивание интересов как курдов-мусульман, так и езидов. У нее есть филиалы в Крымском, Горячеключевском, Калининском районах, в Анапе, в Сочи, в Апшеронске, в Кореновске. До недавнего времени действовал филиал в Адыгее, однако сейчас с ним связь потеряна. Впрочем, и внутри Краснодарского края проблема с коммуникацией между различными курдскими общинами является довольно актуальной, связано это в первую очередь с ограниченными финансовыми возможностями: край большой, дороги длинные - проезд дорогой.

В Краснодарском крае не выпускаются местные курдские печатные издания, однако среди представителей общин распространяются общероссийские курдские газеты и журналы. Курдских школ в крае также не существует.

Как определенную проблему информанты отмечают трудности, связанные с невозможностью в полной мере исполнять традиционные обряды и иные культурные практики. Впрочем, в большинстве случаев удается найти удовлетворительные способы их разрешения. Так, до недавнего времени краснодарским езидам приходилось хоронить своих умерших в г. Апшеронске, что примерно в 3-х часах езды от Краснодара, поскольку только там существовали возможности для полного соблюдения похоронной обрядности. После ряда обращений со стороны краевой курдской национально-культурной автономии "Мидия" администрация г. Краснодара выделила езидам четыре года назад участок в 10 т. кв. м. на городском кладбище. Однако на постройку дерь - культового сооружения, служащего местом для молитв на кладбище, - администрация разрешения не дала, мотивируя свое решение возможным недовольством со стороны казаков.

К сожалению, в Краснодарском крае курды являются частым объектом дискриминации. Как сообщают информанты, очень сложно получить свидетельство о рождении ребенка, паспорт, даже тем детям, которые родились на территории края. Отсюда сложности с трудоустройством, поступлением на учебу в средние профессиональные и высшие учебные заведения, передвижением по краю и за его пределами. С выдачей школьных аттестатов таких проблем обычно не возникает. Имеется ряд случаев, когда молодые люди, не имевшие российского гражданства, были призваны в ряды Вооруженных сил РФ, но после окончания службы гражданства так и не получили.

Как и многие хемшилы, те курды, которые имеют в своей фамилии окончание -оглы, сейчас стараются его убрать. Это связано с тем, что представители исполнительной власти четко ассоциируют носителей таких фамилий с турками, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя, к слову сказать, у самих месхетинцев таких окончаний фамилий нет.

Нападений на курдов со стороны казаков за последний год зафиксировано не было, хотя раньше такие случаи были не редкостью.

Относительно большое количество курдов проживает в станице Платнировской Кореновского района - около 160 семей. Большинство из них приехали в 1988 году из Армении из-за тяжелой экономической ситуации, сложившейся в республике. По словам информантов, в то время проблем с пропиской в Краснодарском крае у них не возникало. Приехавшие были прописаны практически сразу. Трудности с регистрацией по месту жительства стали возникать с 1992 года. В итоге сложилась такая ситуация, что у курдов из Армении прописка есть у большинства, а у переселенцев из Средней Азии, приехавших позднее, - с ней проблемы. При этом, как сказал один из информантов: "В правовом отношении курд есть курд, никаких различий не делают, всех притесняют, и закавказских, и среднеазиатских. Никто не разбирается, кто откуда".

Поэтому, главная проблема, которую называют информанты, - это отсутствие у многих людей регистрации по месту жительства. Часты случаи, когда муж прописан, а жену к нему не прописывают, и наоборот. Даже наличие российского гражданства и прописки в соседних регионах, в Калмыкии, Ростовской области, Ставропольском крае, не всегда означает, что в Краснодарском крае сложностей с регистрацией по месту жительства не возникнет. Так, к одному из информантов хотели переехать его сестра, ее муж и дети, которые до этого были зарегистрированы в Калмыкии. Несмотря на то что размеры жилой площади даже превышали требуемые стандарты и все документы были в порядке, от чиновников следовали постоянные отказы. Объясняли они это тем, что решение данного вопроса находится не в их компетенции, необходимо обращаться в вышестоящие краевые органы. Для чего тогда нужны чиновники на местах, если они не имеют никакой компетенции?

Уже существует целое поколение молодых людей, которые не имеют никаких документов. Советские паспорта они получить не успели, российские же им не выдают. ЗАГСы отказываются регистрировать браки без документов, поэтому их роль начинают исполнять шейхи. Дети в таких семьях имеют проблемы с получением свидетельств о рождении, а если их получают, записываются под материнскими фамилиями. Т.е. создается целый слой людей, которые, не имея никаких документов, фактически выключаются из общества и обречены решать все вопросы только внутри своей маленькой группы.

По мнению информантов, при нынешнем руководстве Кореновского района отношение к курдам стало лучше. Хотя по-прежнему существует антикурдская направленность в высказываниях местного казачества. Как и в отношении турок-месхетинцев, обвинения типичны - преступность, наркомания, изнасилования. Представители общины обратились в 1997 году в кореновскую прокуратуру с письменным запросом о количестве преступлений, совершенных курдами. На запрос был получен письменный ответ, в котором было указано, что прокуратурой не было зафиксировано ни одного случая уголовного преступления, совершенного курдами, имеются только факты нарушений административного характера. Еще одно, довольно частое обвинение в отношении курдов - их нежелание служить в армии. Однако в станице Платнировской только четверо из тридцати двух курдов призывного возраста имеют регистрацию по месту жительства. Остальные просто лишены возможности вступать в какие бы то ни было отношения с Министерством обороны РФ.

Шапсуги

Последние полгода были насыщены как общественно-политическими, так и культурно-массовыми событиями.

19 сентября в поселке Лазаревское состоялось заседание международного круглого стола "Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения". Само Лазаревское стало конечным пунктом акции: 17-го сентября участников дискуссии принимал Ростов-на-Дону, а 18-го - Горячий Ключ. Форум, организованный Северо-Кавказской Академией государственной службы и Фондом им. Фридриха Эберта (Германия), собрал более ста ученых из различных регионов России, занимающихся проблемами конфликтологии. Председатель общественного парламента Причерноморских адыгов-шапсугов Маджид Чачух выступил с речью о "проблеме сохранения уникальной природы Причерноморья, являющейся, ко всему прочему, исконной средой обитания коренного малочисленного народа региона, а также о необходимости создания реальных механизмов реализации прав шапсугов на региональном и муниципальном уровнях".

29 и 30 сентября официальная делегация "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов приняла участие в проходившем в Дагомысе семинаре-совещании председателей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, которое было посвящено проблеме законодательного обеспечения реализации государственной национальной политики. В рамках семинара состоялся круглый стол на тему: "Проблемы реализации законодательства в сфере межнациональных отношений в РФ". Члены шапсугской делегации подняли на круглом столе актуальный для них вопрос о реализации федерального законодательства о коренных малочисленных народах на региональном и местном уровнях.

3 октября делегация "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов участвовала в праздновании в г. Майкопе 12-ой годовщины образования Республики Адыгеи.

Следует отметить, что вопрос о юбилейных датах весьма актуален для шапсугов, которые отнюдь не однозначно ими интерпретируются и вызывают многочисленные дискуссии. Критике с их стороны подвергается практика проведения торжеств по поводу юбилеев со дня основания населенных пунктов, находящихся на территории традиционного проживания адыгов-шапсугов, когда в качестве отправной точки берется момент основания, а вернее учреждения поселений русскими властями в ходе Кавказской войны. Такой подход игнорирует факт существования данных поселений до вхождения этой территории в состав Российской империи. Шапсуги считают это проявлением колониализма, когда им отказывают в их собственной истории, а развитие региона полностью связывается с появлением здесь российской администрации. Часто высказывается точка зрения, что сегодня более оправдано говорить просто о праздновании дня того или иного населенного пункта, не привязывая его к конкретной дате.

Одним из примечательных событий 2003 года можно считать открытие 24 октября официального интернет-сайта "Шапсугия" (общественного парламента причерноморских адыгов-шапсугов и редакции газеты "Шапсугия") по адресу: www.shapsug.ru. На сайте широко представлена информация о деятельности Хасэ, о самых интересных событиях в шапсугском регионе, официальная точка зрения общественного парламента по актуальным проблемам, в том числе по ситуации, связанной с установкой памятника адмиралу Лазареву. Также здесь можно ознакомиться с материалами очередных номеров газеты "Шапсугия", а также основными направлениями работы Международной Черкесской Ассоциации и принятыми ее органами документами. Это существенное достижение, т.к. вся перечисленная информация раньше была доступна лишь жителям Лазаревского и Туапсинского районов. Теперь же информационное пространство максимально расширено: газета "Шапсугия", одноименный тележурнал, радиожурнал "Голос шапсугов" и, наконец, интернет-сайт.

В октябре-ноябре по инициативе "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов для жителей Туапсинского и Лазаревского районов был организован ряд концертов популярных адыгских исполнителей из Кабардино-Балкарии и Адыгеи.

При активном участии "Хасэ" шапсугов 4 ноября был газифицирован уже второй шапсугский аул - Малый Кичмай в Лазаревском районе. Газ получили 50 семей. Однако в целом проблема инфраструктуры остается наиболее острой для населенных пунктов Черноморского побережья.

В п. Шхафит Лазаревского района 29 ноября прошло расширенное заседание Хасэ. В обсуждении проблем, остро волнующих представителей малочисленного народа, приняли участие более 90 делегатов. Как и прежде, острейшим вопросом для шапсугов является ситуация с памятником адмиралу Лазареву. Решением участников заседания была сформирована официальная делегация шапсугов для проведения встреч с главами Лазаревского района, города Сочи, Краснодарского края, на которых планируется обсудить этот и ряд других вопросов. В краевом Уставе до сих пор не обозначен факт проживания на территории Краснодарского края причерноморских шапсугов, включенных три года назад в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Это тормозит реализацию федерального законодательства по защите прав коренных малочисленных народов на региональном и муниципальном уровнях.

11 декабря в СОШ  N 75 п. Лазаревское состоялось очередное заседание межрайонной секции учителей адыгского языка и литературы. Помимо рассмотренных профессиональных вопросов, в очередной раз была проанализирована ситуация, складывающаяся в школах Причерноморской Шапсугии в области преподавания адыгского языка. Чиновники от образования не очень заинтересованы в преподавании родного языка. Количество часов, выделяемых на преподавание языка, крайне мало. К сожалению, эта проблема касается не только преподавания адыгского языка, но и языков других этнических групп, проживающих в крае.

Приходится констатировать, что фактически единственной организацией, занимающейся вопросами культурных и социально-экономических проблем адыгов-шапсугов, является "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов. Как справедливо отметил его председатель Маджид Чачух: "Адыгэ Хасэ" сегодня представляет собой солидную, пользующуюся уважением в обществе структуру, легитимно представляющую коренную малочисленную этническую общность причерноморских шапсугов, она остается общественной организацией, в которой вся работа построена на добровольной и общественной инициативе граждан". Но все же, сложно ожидать, что все вопросы, стоящие на нынешний день перед шапсугами, могут быть решены силами одной, пусть и очень активной организации.

Хемшилы

Седьмого января 2004 года группа хемшилов 15-20 человек и 20-25 турок-месхетинцев обратились в паспортный стол ст. Кубанской Апшеронского района для продления временной регистрации, которая закончилась у них первого января 2004 года. Сотрудники паспортного стола ответили, что никаких указаний по их регистрации не поступало, и направили для выяснения ситуации в Краснодар, в УПВС ГУВД Краснодарского края. Там им предложили написать заявление и ждать ответа. Т.о. получается, что решение о регистрации хемшилов и турок-месхетинцев принимается в краевых органах, и не в индивидуальном порядке, а в отношении группы в целом, что можно назвать явной дискриминацией в отношении представителей этих групп. При этом за отсутствие регистрации, в которой им необоснованно отказывают, люди подвергаются постоянным штрафам и поборам.

Вопрос с "неправильными" фамилиями, еще в 2002 году озвученный губернатором края, до сих пор остается актуальным для хемшилов, большинство из которых имеют в фамилии окончание - оглы. Те из них, кто часто сталкиваются с представителями правоохранительных органов, особенно водители, постоянно это отмечают. Доходит до того, что, прочитав фамилию, сотрудники ГИБДД уже не обращают внимания на документы. Одному из информантов прямо говорили: "Ну что оглы, без полтинника не езди". При оформлении регистрации на это также обращают внимание. Информанту по фамилии Карач-оглы сотрудник ОВД сказал относительно регистрации: "Был бы ты Карачаенко, не было бы проблем".

Однако, по сообщениям представителей армянской общины Апшеронска, местные казаки четко разделяют население на хемшилское и турецкое.

Многие говорят о проявлениях ксенофобии в школе в п. Ерик Апшеронского района. Те, кто имеют такую возможность, возят своих детей в школу в Апшеронск.

Оживление в среде хемшилов вызвала новость об открытии программы МОМ, о принятии турок-месхетинцев из Краснодарского края в качестве беженцев в США. Несмотря на то что изначально она рассчитана на турок-месхетинцев, приехавших в Краснодарский край из Узбекистана, вполне вероятно, она коснется и хемшилов, которые подвергаются такой же дискриминации в крае, как и месхетинцы, и которые так же были выселены в 1944 году из Грузии, только не в Узбекскую, а в Киргизскую и Казахстанскую ССР. По крайней мере, в начале февраля представители МОМ приезжали в станицу Кубанскую Апшеронского района для того, чтобы встретиться с турками, хемшилами и курдами. После встречи представители МОМ пообещали рассмотреть вопрос о принятии и приехавших из Киргизии тоже.

Армяне

Апшеронск. По сообщениям местных информантов, у давно проживающих здесь армян проблемы с властями возникают гораздо реже, чем у приезжих после 1988 г. Года четыре назад, в 1999-2000 гг. на уровне совета армянской общины и казачьего круга ставился вопрос о совместном патрулировании на танцплощадках, дискотеках на добровольных началах. До появления хачкара, в 1998 году, армяне возлагали цветы к памятнику в городском парке, в день геноцида проводили траурные митинги. Однако местные казаки стараются постоянно повернуть местное армянское население против турок. Большинство местных апшеронских газет в общем нейтрально выступают по национальному вопросу, не пропускают расистские тексты. Однако ксенофобные статьи появляются в газете "Апшеронский рабочий". Кстати, именно в отношении этой газеты, по сообщению участников миссии Фонда защиты гласности в гг. Краснодаре и Новороссийске, территориальное управление Министерства печати в январе 2004 года прислало на имя прокурора В. Ульянова письмо с требованием провести прокурорскую проверку ее публикаций. Прокурор края заказал в КубГУ лингвистическую экспертизу, которая определила, что опубликованные в статье факты не могут считаться разжигающими национальную рознь либо оскорбляющими достоинство представителей тех или иных наций. Министерству печати было предложено действовать в отношении газеты самостоятельно.

По сообщениям представителей общины, в образовательных учреждениях армяне не сталкиваются с дискриминацией, чего нельзя сказать о турках-месхетинцах.

Часто пишут антиармянские высказывания на заборах. В январе были повешена антиармянская листовка на автобусной остановке в Апшеронске.

Краснодар. Как отмечают сотрудники Краснодарского общества армянской культуры и милосердия им. Маштоца, к ним ежедневно поступает очень много звонков с просьбами о помощи в разрешении различных проблем. Большинство из них касаются получения регистрации по месту пребывания и жительства. Немало случаев, когда муж имеет регистрацию, а жена получить регистрацию не может. Этим пользуются для выполнения отчетности по составлению протоколов об административных правонарушениях, а также для взимания взяток многие сотрудники милиции.

В обществе "Маштоц" уже на протяжении десяти лет не могут разрешить подобную проблему относительно одной семьи в г. Кореновске. В ней все ее члены, кроме престарелой матери, являются гражданами РФ и имеют постоянную регистрацию. Вместо того чтобы зарегистрировать ее, милиция постоянно приходит с проверками паспортного режима.

Некоторые люди вынуждены выезжать с территории РФ для того, чтобы снова заехать и получить на границе новую миграционную карту.

При этом уже зафиксирован ряд случаев, когда для получения денег используются откровенно безнравственные методы. Например, у Х. была регистрация до 19 января 2004 г. Он поинтересовался в ПВС, как можно продлить ее после окончания. Ему ответили, что все документы в порядке, взяли паспорт для выполнения соответствующей процедуры. Когда Х. пришел за документами, то получил ответ: "Вы подлежите депортации".

Еще одна серьезная проблема связана с тем, что сотрудники милиции игнорируют нормы закона, регламентирующие сроки оформления регистрации. Имеются случаи задержания людей, только что прибывших в Краснодар, прямо в аэропорту, на вокзалах, хотя по закону на регистрацию отводится три дня. В конце декабря 2003 года в общество обратился человек, которого забрали в отделение милиции практически с поезда. Там его продержали полтора суток, потом отпустили, чтобы он нашел деньги на оплату штрафа в 500 руб. Один из сотрудников общества пошел с ним в отделение, где ему объявили, что собираются депортировать этого человека. Задержанный был доставлен в суд. Одна судья отказалась рассматривать дело, поскольку трехдневный срок, необходимый для оформления регистрации еще не истек. Тогда сотрудники милиции направились к другому судье, которая согласилась с их доводами. Она приняла решение о наложении на задержанного штрафа в сумме 500 руб., пригрозив в противном случае депортацией. Задержанный квитанцию на оплату взял, но оплачивать ее не стал. Он отправился на автобусе в г. Армавир, однако вновь был задержан в г. Усть-Лабинске в ходе проверки документов у пассажиров автобуса.

Буквально через пару дней после описанного случая произошел еще один подобный случай. Человек, только что приехавший в город, взял на вокзале такси и поехал к товарищу. Когда он вышел из машины, таксист со всеми его вещами уехал. Потерпевший остановил патрульную машину, объяснил, что его обокрали, указав при этом марку и цвет машины. Однако сотрудники милиции привезли его в отделение, где стали требовать оплату штрафа в сумме 500 руб. За помощью он обратился в "Маштоц". Управляющий делами общества Л.С. Оганесян позвонил в отделение, где ему ответили, что паспорт передан в ПВС. В ПВС сказали, что понимают, что сотрудники милиции действовали неправомерно, но отметили, что могут вернуть документ, только если: 1) милиционеры заберут свой протокол; 2) сверху дадут команду; 3) пострадавший напишет заявление в прокуратуру. Пришлось звонить в отдел по межнациональным отношениям при ГУВД КК, оттуда позвонили начальнику ПВС. Паспорт вернули, сказав, что произошла ошибка. Как отмечают информанты, основным критерием для задержания является внешность.

В мае 2003 года то же самое было с двумя жителями Украины, не успели с поезда сойти, как были задержаны.

Как отмечают лидеры армянских организаций в Краснодаре, отношения с властями сейчас более или менее нормальные, но когда дело начинает касаться вопроса о регистрации по месту пребывания и жительства, все понимание со стороны органов власти сразу же исчезает.

По сообщениям информантов, на всех рынках регулярно проводятся проверки паспортного режима с участием окружных подразделений ПВС и милиции. Люди обычно либо откупаются при задержании, либо платят за покровительство сотрудникам, расположенного на рынке отделения милиции.

В ночь на 2 марта 2004 года вандалы вновь надругались над могилами армян, погребенных на Славянском кладбище г. Краснодара. Как сообщил главный инженер кладбища Валерий Баскаков, разрушено и осквернено 11 надгробных памятников, девять из которых принадлежат армянам, один - адыгу, и еще один памятник остался неопознанным. По словам инженера, свидетелей происшедшего нет. По первоначальной версии правоохранительных органов, акт вандализма совершили два человека, следы обуви которых обнаружены на месте происшествия. Но уже через несколько дней, по сообщению ИА "REGNUM", краснодарская милиция нашла вандалов, разгромивших могилы армян на городском кладбище, которыми оказались восемь краснодарских подростков: двое - студенты профучилища, остальные - школьники. Самому старшему из задержанных 16 лет, а младшему не исполнилось и тринадцати. Все они отпущены по домам под подписку о невыезде, так как по возрасту под уголовную ответственность не подпадают. На допросах они дали признательные показания и заявили, что в ночь погрома на кладбище были в состоянии сильного алкогольного опьянения. По факту возбуждено уголовное дело по ст. 213 УК РФ "Хулиганство", малолетние преступники будут поставлены на учет в правоохранительных органах, а восстанавливать разрушенные памятники и возмещать материальный ущерб семьям потерпевших придется их родителям.

Аналогичный случай произошел на этом же кладбище в ночь на 17 апреля 2002 года, когда было разрушено более 30 армянских могил. В погроме обвинили 11 скинхедов. Все они осуждены условно.

Дело с погромом на кладбище Кореновска, когда 13 июня 2003 года были разрушены шесть армянских могил, практически замято. Правоохранительные органы не увидели в этом мотив национальной нетерпимости.

Март-апрель 2004 г.

Автор:В. Бойцов, А. Кочергин, А. Лейбовский, Н. Шахназарян