В новостях и в газетах сообщили, что Чечня отметила день своей конституции. На фоне... точнее, без фона, без потока новостей, поступающих из вернувшейся в лоно российской государственности республики, это сообщение само становилось новостью, событием. Значение ему придавали другие информационные потоки - из Косово, из Аджарии, из Ирака. И в самом деле, получалось нечто реальное и существенное.
Вот в Ираке год назад начали войну - и что? А теперь у них там война партизанская, терроризм и все такое, взрывают по два отеля на дню. То ли дело было при Саддаме - "спокойствие и уверенность", и никакого террора!
И в Косово - туда тот же самый незримый оппонент влез пять лет назад, - там ведь полное безобразие! Десятки погибших, сотни раненых, тысячи беженцев, этническая чистка, требующая международного вмешательства, по крайней мере, - гуманитарного. То ли дело, опять-таки, при Милошевиче - сербов защищали (или все же "зачищали") от албанцев, прямо-таки парадиз...
А совсем рядом, в Аджарии, - ну чисто дети! Поехали в гости, зачем-то с многочисленной охраной, ну и вышел скандал... Милого старика, нашего большого друга, обидеть захотели. Ведь если и был в неспокойной Грузии очаг мира, в котором горел, скажем, вечный огонь, - то не где-нибудь, а в Батуми...
Действительно, на фоне потоков новостей из "горячих точек планеты" скромные сообщения о годовщине голосования по чеченской конституции обретали некий смысл: "У нас - получилось!" Даже если не говорили, то подразумевали: "Мы успешно решили все проблемы". Во-первых, проблему сепаратизма - в отличие от Грузии с Аджарией. Во-вторых, проблему сосуществования этнических общин - в отличие от Косово. В-третьих, проблему гуманитарного вмешательства - в отличие от того же Косово и Ирака. Наконец, проблему терроризма - у нас ведь источник опасности теперь не внутри страны, не в сепаратистском анклаве, - беды несет терроризм международный.
Складывается ощущение, что нам удалось стабилизировать конфликтный регион, и мирный Грозный теперь не похож на пылающий Багдад. Более того, умиротворить население, найти модель будущего, которая исключила бы новые вспышки насилия, наподобие косовской. И все эти решения с достижениями мы смогли кодифицировать, зафиксировать в документе, одобренном подавляющим большинством населения Чечни. Притом, что Абашидзе с Саакашвили не могут теперь договориться, до чего же они все-таки договорились на переговорах по, в сущности, мелким и частным вопросам - о таможне, транзите и т. п. А потом еще мы - Россия - смогли обеспечить избрание в Чечне "легитимного президента". Притом, опять-таки, что в Ираке - сплошная временная администрация.
* * *
Эти утверждения (точнее, как бы сказать... подразумевания!) должны были впечатлить российскую аудиторию. По крайней мере тех, чей интерес выходит за рамки стандарта. Тех, кто прорвался через основную сетку вещания (криминальная хроника "По темечку", ток-шоу "На темочку", реал-TV-шоу "Недостающее звено", юмористическая программа "Бивис и Батхед для тех, кому за сорок") и смотрит новости "с претензией на аналитику".
Правда, у этой аудитории, по идее, должно быть некоторое ощущение неудобства, по крайней мере - дискомфорта (что, в сущности, то же самое, но спрятано за иностранным словом, а посему не так мешает).
Во-первых, не иссякают героические репортажи про нашу армию, милицию, внутренние войска, бесконечные спецназы ("Водка "Две крепости" - почувствуй себя гоблином!"). Почитайте свежие номера журнала "Братишка", и вы сильно удивитесь - никакого восхищения новой конституцией, новым президентом и его воинством там нет.
Или же - во-вторых - беспокойство европейской и мировой общественности. Эти мыслят и говорят сильно иначе, но как-то уж совсем невосторженно ("Что русскому здорово - то немцу смерть!"). Кадыровы - и старший, и младший - иностранных журналистов с непривычки настолько потрясают, что... Нет, лучше, опять-таки, почитать самим.
И, наконец, в-третьих, остаются просто новости ("Нефильтрованное удовольствие"), которые, правда, все сложнее выуживать из Интернета. Там - фугасы, подрывы, обстрелы, задержания. Беженцы, которые вот уж сколько лет бодро намереваются вернуться и всеми силами цепляются за лагеря. И еще газеты - их, правда, теперь никто не читает. Видимо, в надежде на это чиновники в интервью порой такого скажут...
Эта россыпь фактов и мнений уже никуда и ни во что не укладывается. А попытка совместить разные взгляды, углы зрения наталкивает на мысль, что "в действительности все совсем не так, как на самом деле". Возникает стереоскопия, и в объеме уже не воспринимается всерьез картонная пинакотека конституций и выборов. Как заметил один поляк в Женеве, "если все так хорошо, то почему все так плохо?"
* * *
Ответ простой - достаточно выпить красную таблетку. "Добро пожаловать в реальный мир!"
Действительно, вряд ли можно считать удачными операции на Балканах и в Ираке.
Во-первых, сомнительны основания для внешнего вмешательства (особенно в случае Ирака). Зато очевидны попытки подмены целей. Смещение неугодных (хотя, по правде говоря, действительно преступных и монструозных) правителей проводилось под совсем иными лозунгами.
Во-вторых, "высокоточное оружие", которое обеспечило бы избирательное уничтожение войск противника (при числе жертв среди мирного населения, по крайней мере, на порядок меньшем), оказалось мифом.
В-третьих, ни там, ни там не достигнут заявленный результат - восстановление демократических форм управления, которые обеспечили бы мирное сосуществование этнических и религиозных общин.
Но лучше было бы избегать прямых сравнений с Чечней. Поскольку и здесь имела место подмена целей - под лозунгом "контртеррористической операции" велась борьба с сепаратистами. Поскольку и здесь правовые основания и правовой режим, по крайней мере, неочевидны.
А сравнение действий военных тут определенно не в нашу пользу. В Югославии и Ираке, в Багдаде и Белграде поражены были заранее объявленные военные объекты и элементы инфраструктуры, но при этом число погибших гражданских лиц оказалось сравнимо с потерями военных. У нас же... Грозный представляет собой сплошной эпицентр, а мирные жители всех национальностей гибли в первую очередь.
Что же до восстановления прав русскоязычного населения... Хотя, если верить итогам позапрошлогодней переписи, в Чечню вернулись беженцы всех последних лет. На самом деле республика стала практически однородной этнически: бежали даже родственные чеченцам ингуши. Так что вопрос о межэтническом согласии просто не стоит.
Говорят, что в Ираке до войны не было террора, - так ведь и в Чечне шахиды появились лишь после нескольких лет "контртеррористической операции". Массовые исчезновения людей с братскими могилами - реальность Чечни последних лет. В Косово именно такие "спецоперации" югославских сил послужили поводом для вмешательства, в Ираке подобное было при Саддаме. Правда, и там, и там об этом государственном терроре успели забыть. "Миротворцы" и "оккупанты" этим не балуются. У нас же - конца не видно.
А вообще-то при всех этих сравнениях надо помнить о разнице масштаба - и по площади, и по населению Чечня в десятки раз меньше Ирака!
Подобные сравнения опасны для головы... или, по крайней мере, для шизофренических образов реальности. Закрадываются нелепые мысли. Неужто, говоря на днях о необходимости вмешательства в Косово, Владимир Путин оправдывал "гуманитарное вмешательство" пятилетней давности? А когда российский МИД предупреждал Тбилиси об осторожности в отношениях с Батуми - может, вот так, околичностями, дипломатично выражали сожаление о собственных ошибках в Чечне?
А когда в наших новостях называют сопротивлением и партизанами тех, кто взрывает Багдад, - ждешь невольно, что сменится лексика и в репортажах из Чечни.
Нет, кто старое помянет - тому сами знаете. Ведь год назад референдум по конституции подвел черту под годами смуты и развала. Или?..
* * *
Официальные результаты прошлогоднего мартовского голосования - 96 процентов "за" при 95-процентной явке - выглядят неправдоподобно. Но тогда действительно на избирательных участках была заметна активность - в отличие от октября, когда выбирали Кадырова! И тому было объяснение. Не только в горных селах - там было достаточно полковнику-спецназовцу поговорить (с главой администрации), объяснить: "Референдум - это спецоперация!" - и явка была обеспечена. Люди поверили Путину, намекавшему на прекращение бессмысленного насилия в случае, если республика проголосует "за". Действительно, за пару недель до референдума "исчезновения" прекратились... и возобновились в тех же масштабах недели две спустя.
Стоит ли говорить, что выбора тогда не было. Не было альтернативных вариантов конституции, равно как и обсуждения по существу. Так что референдум не мог стать выбором, "развилкой". Это был рубеж. Были надежды - и растаяли. Осенние "выборы без выбора" лишь углубили людское отчуждение.
Конституция не означает законность. Да, от федеральных силовых структур власти местной передаются полномочия - по осуществлению незаконного насилия. Пример - недавние аресты всевозможных Хамбиевых, с тем чтобы заставить выйти из леса одного-единственного Магомета. Проведена и продолжается амнистия - опять-таки не по закону, а "по понятиям". О том же Хамбиеве прокурор Чечни Кравченко говорит словами оперативника: "Пусть лучше я ему буду смотреть в глаза, чем он мне в спину".
Но, может быть, решена главная задача - побежден сепаратизм? Последние заявления Ахмат-Хаджи Кадырова, который претендует на недра и нефтегазовую инфраструктуру, ссылаясь все на ту же прошлогоднюю конституцию, вселяют смутные сомнения... Полномочий, "штыков" и денег у него больше, чем у Дудаева и Масхадова вместе взятых. В отличие от последних, легитимность нового президента засвидетельствована самим Кремлем. Случись что - неудобно будет...
Или, осудив попытки "выстраивания вертикали" в соседней Грузии, Москва будет сквозь пальцы смотреть на угрозы Кадырова перекрыть транзитные трубопроводы?
Но я определенно отвлекся. Картины мира реального - отнюдь не самый подходящий фон для отмечания светлого юбилея. К этому торжеству лучший напиток, пожалуй, "Двойной Русский стандарт".
Опубликовано 24 марта 2004 года