В конце 2003 года более 260 000 человек продолжали жить в Грузии на положении внутренних переселенцев. Подавляющее большинство из них (около 247 000) составляли этнические грузины, бежавшие из Абхазии во время вооруженного конфликта в начале 1990-х годов. Остальные 12 800 - 13 000 человек - это бывшие жители Южной Осетии, бежавшие оттуда во время вооруженного конфликта.
Вдобавок к этому Грузия предоставила убежище примерно 3900 беженцам, практически все из которых ранее проживали в Чеченской Республике. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только 17 человек из всех получивших убежище в Грузии не являются чеченцами. Рассмотрение двух прошений о предоставлении убежища было перенесено на конец года.
В течение 2003 года в Российской Федерации состояли на учете около 6600 беженцев из Грузии. Большинство из них - это этнические осетины, нашедшие пристанище в соседней с Грузией Республике Северная Осетия - Алания.
Кроме того, более 8000 выходцев из Грузии искали в 2003 году убежища в развитых странах, что несколько меньше, чем в 2002 году - 8800 человек.
Развитие событий
В 2003 году продолжало действовать прекращение огня в Южной Осетии, в то время как в Абхазии продолжались спорадические вспышки насилия и власти Грузии мало что могли сделать для их предотвращения. Согласно данным грузинских властей, на декабрь месяц в Панкисском ущелье были зарегистрированы около 3700 чеченских беженцев, что меньше, чем показатель предыдущего года - 4200 человек. Некоторые беженцы из Чечни предпочли поселиться мелкими компактными группами в других местах Грузии, в частности в Ахмете и в столице Грузии, городе Тбилиси. По данным Госдепартамента США, некоторые чеченские беженцы предпочли покинуть Грузию и уехать в другие страны Европы и Америки. Но все же большинство беженцев из Чечни по-прежнему продолжает жить по соседству с местными чеченцами-кистинами на территории Панкисского ущелья.
В 2003 году улучшилась ситуация с обеспечением безопасности в Панкисском ущелье. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Норвежский совет по делам беженцев продолжали при взаимодействии местных партнеров вести работу по оказанию помощи семьям беженцев, проживающих на территории ущелья.
Власти Грузии признают чеченцев подлинными беженцами и предоставили им все права и льготы, предусмотренные в законе о поддержке беженцев, но вместе с тем в течение 2003 года арестовали нескольких выходцев из Чечни и местных кистинов, обвинив их в преступной деятельности. Вследствие этого Управление Верховного комиссара ООН рассмотрело лишь небольшое количество прошений чеченских беженцев об экстренном переселении, убежище этим людям было предоставлено в Швеции. В течение 2003 года Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев не оказывало кому-либо из чеченских беженцев помощь в возвращении на территорию Российской Федерации, хотя известно, что некоторое количество чеченских беженцев, проживавших в Панкисском ущелье, все же вернулись в Чечню.
До конца 2003 года Грузия так и не приняла законодательство, которое бы позволило вернуться в страну примерно 280 000 турок-месхетинцев, депортированных из Грузии в 1940-е годы по приказу Сталина и его приспешников и теперь проживающих в самых разных регионах бывшего СССР и за его рубежами.
Май 2004 г.