23 сентября 2004 г. Европейский суд по правам человека проведет слушания по шести жалобам российских граждан, жителей Чеченской Республики, которые касаются событий вооруженного конфликта на Северном Кавказе. Эти жалобы были поданы в апреле-мае 2000 года, готовить их заявителям помогали юристы Правозащитного центра "Мемориал". Жалобы были объявлены Правительству РФ в августе 2000 г. Переписка по данным делам через суд между представителями заявителей и представителем Правительства РФ происходила в 2000-2001 гг. Решениями от 19 декабря 2002 г. суд признал эти жалобы приемлемыми.
По данным жалобам интересы заявителей в процедурах суда представляют юрист Правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев, а также профессор Лондонского университета Metropolitan Уильям Боуринг (с лета 2002 г.). В подготовке жалоб и в переписке с судом Правозащитному центру "Мемориал" оказывала помощь международная правозащитная организация Human Rights Watch, в частности директор ее московского представительства Дидерик Лохман.
Ниже кратко излагаются обстоятельства шести жалоб. Они объединены в три дела и будут рассматриваться одновременно.
В первом деле объединены жалобы Магомеда Ахметовича Хашиева и Розы Арибовны Акаевой. Родственники заявителей стали жертвами несудебных казней, пыток, жестокого и унижающего обращения со стороны российских военнослужащих во время "зачисток" Старопромысловского района Грозного в январе 2000 г. Тела брата и сестры первого из заявителей, двух его племянников, а также брата второго заявителя были обнаружены со следами огнестрельных ранений. Несмотря на то что суды Ингушетии установили факты смерти родственников заявителей в феврале 2000 г., уголовное дело не возбуждалось до мая. Затем расследование неоднократно приостанавливалось, возобновлялось и приостанавливалось вновь.
Второе дело включает в себя жалобы Медки Чучуевны Исаевой, Зины Абдулаевны Юсуповой и Либкан Базаевой. Эти жалобы касаются удара с воздуха по колонне беженцев, пытавшихся покинуть Чеченскую Республику. Трагическое событие произошло 29 октября 1999 г. В тот день, узнав об открытии "коридора" для выезда в Ингушетию, тысячи людей решили воспользоваться этой возможностью. Однако контрольно-пропускной пункт на границе Чечни и Ингушетии оказался закрыт. Сотни машин с беженцами долго стояли на шоссе колонной, а затем стали разворачиваться, чтобы вернуться по трассе Ростов-Баку назад, в сторону Грозного. Однако у села Шаами-Юрт колонна была внезапно атакована с воздуха. Десятки людей были убиты и ранены. Погибли двое детей и невестка первой заявительницы, вторая заявительница была тяжело ранена, третья жалуется на душевную травму и уничтожение принадлежавшего ее семье имущества. Уголовное дело по факту гибели людей также было возбуждено лишь в мае 2000 г., а впоследствии прекращено за отсутствием в действиях летчиков состава преступления.
Третье дело содержит жалобу, поданную Зарой Адамовной Исаевой о событиях обстрела села Катыр-Юрта в начале февраля 2000 г. В конце января того года командованием федеральных сил в обстановке полной секретности была проведена специальная операция по выманиванию чеченских отрядов из Грозного. До чеченских командиров была доведена дезинформация, что боевики якобы могут просто купить у российских военных безопасный выход из Грозного в горы по определенному маршруту. Те оплатили коридор, но на самом деле, на этом пути боевиков поджидали подготовленные минные поля. Федеральные артиллерия и авиация наносили удары по селам, через которые проходил этот маршрут. Чеченские отряды понесли значительные потери, но еще больше жертв было среди гражданского населения. Под огнем погибли сын заявительницы и три ее племянницы. Расследование, проведенное прокуратурой, по результатам совпадало с расследованием второго дела. Российское правительство настаивает, что смерть родственников заявительницы наступила в результате абсолютно необходимого применения силы. Расследование данного дела было также прекращено за отсутствием в действиях военного командования, летчиков и артиллеристов состава преступления.
В этих делах заявители ссылаются на ст. 2 ("право на жизнь") и 3 ("запрещение пыток") Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также на статью 13 ("право на эффективное средство защиты"), за исключением Л. Базаевой, жалующейся на нарушение ст. 1 Протокола 1 к Конвенции (защита собственности"). Они утверждают, что российские войска неправомерно убили их родственников, подвергали их бесчеловечному обращению, а органы прокуратуры и не провели надлежащего расследования.
23 сентября 2004 г. Европейский суд по правам человека проведет слушания по данным делам. Сначала 30 минут будет выступать представитель заявителя, потом (также 30 минут) - представитель Правительства РФ. Затем последуют вопросы судей представителям сторон, после чего будет объявлен перерыв на 10 минут. По окончании перерыва стороны будут иметь по 10 минут (в том же порядке очередности) для ответов на вопросы судей и на аргументы другой стороны.
По окончании слушаний суд начнет свои совещания. Окончательные решения будут вынесены позднее, причем о дате их вынесения стороны и общественность будут уведомлены заранее.