На состоявшейся 23 июня в Москве пресс-конференции в связи с презентацией доклада "Международной Амнистии" по Чеченской Республике "'Нормализация: в чьем представлении?" отмечено, что в республике по-прежнему имеют место случаи "исчезновения" людей, произвольного задержания и внесудебных казней, а также нападения со стороны вооруженных отрядов оппозиции.
Проводимые расследования в большинстве случаев не дают возможности установить личность виновных и привлечь их к ответственности. За последний год значительно изменилась ситуация в соседней Ингушетии, отмечается в докладе. Если раньше чеченцы, спасающиеся от конфликта и сопутствующих ему нарушений, могли бежать в Ингушетию, то теперь и здесь проводятся операции российских и чеченских силовых структур, ведущих к бесследным "исчезновениям" людей.
Комментируя боевые столкновения в Ингушетии, происшедшие в ночь на 22 июня, сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов отметил, что распространенные прессой сведения о числе нападавших - примерно 200 - никем не проверялись. (Кстати, на сайте "Ингушетия.ру" со ссылкой на Администрацию Президента Ингушетии сообщается, что число нападавших достигало 1,5 тысячи). Александр Черкасов также подверг сомнению данные об ингушских боевиках. По его сведениям, лишь одна группа, действовавшая в районе Назрановского рынка, была из ингушей, остальные имели смешанный состав. Боестолкновения прекратились в Назрани в 3 часа ночи, в селении Карабулак - в 3 часа 15 минут, а "поиски боевиков начались значительно позже", отметил он, так что говорить о национальности участников пока рано.
Александр Черкасов также приветствовал заявление президента Путина о том, что боевики "должны быть пойманы и осуждены". "До сих пор арестованные исчезали", - отметил сотрудник "Мемориала".
Заслуженный юрист Республики Ингушетия Борис Оздоев отметил, что нападавшие хорошо знали методы действий спецслужб. По его данным, они были одеты в камуфляж, бронежилеты и маски, устанавливали посты и требовали документы. О том, что преступники останавливали машины и требовали документы, сообщает официальный веб-сайт "Ингушетия.ру". Небольшие группы преступников отправлялись по заранее известным адресам и убивали высшее руководство силовиков либо подстерегали их по дороге к месту службы. Сотрудников правоохранительных органов, органов госбезопасности и работников государственных учреждений, то есть всех тех, кто противостоит преступникам, тут же расстреливали. Так погибли, в частности, и.о. министра внутренних дел Ингушетии полковник Абукар Костоев, его заместитель Зяудин Катиев, прокурор Назрани Мухарбек Бузуртанов, прокурор Назрановского района Билан Озиев, начальник Управления почтовой связи республики Мухарбек Мальсагов, бывший начальник территориальной миграционной службы Магомед Гиреев и сотрудник миссии ООН Магомед Гетагазов.
То, что эти люди ничего общего с религией не имеют, говорит тот факт, что массовые убийства начались сразу же после начала вечерней молитвы. Более того, преступники занимались грабежом и угоном автотранспорта. Врываясь в мирные дома граждан, или останавливая проезжающих, они забирали машины. Однако, по словам Бориса Оздоева, в 3.12 боевики совершили намаз и сказали местным жителям, что угнанные ими машины оставят в районе селения Галашки. Машины действительно были обнаружены в указанном месте.