Район поселка Красная Поляна (г. Сочи), после того как туда стал приезжать на отдых Президент России Владимир Путин, был избран местом создания крупнейшего российского горнолыжного курорта. Как сообщил представитель Социально-экологического союза Западного Кавказа Андрей Рудомаха, планы создания такого курорта не новы, они вынашиваются с начала 90-х годов, однако только после того как Президент России стал лично курировать этот проект, эти планы начали воплощаться в реальность. Теперь проект создания горнолыжного курорта Красная Поляна находится на особом контроле в Правительстве России и Администрации Краснодарского края. В его реализации заинтересован крупный российский капитал в лице компаний "Газпром" (Миллер), "Интеррос" (Потанин), "Базовый элемент" (Дерипаска), АФК "Система" (Евтушенков) и др.
Однако, по мнению А.Рудомахи, реализация этого проекта оказывает негативное влияние на сохранение уникальной горной природы района Красной Поляны. Территории, на которых ведется и планируется строительство, входят в состав Сочинского национального парка, в том числе его заповедной зоны, имеющей режим полной заповедности. И даже Кавказский биосферный заповедник - объект Всемирного Природного Наследия, в нарушение всех законов попал на карты планировщиков будущей горнолыжной Мекки.
Особую активность в строительстве горнолыжных комплексов в районе Красной Поляны проявляет компания "Газпром", известная в Краснодарском крае своим пренебрежением к соблюдению природоохранного законодательства при реализации таких проектов как "Голубой Поток", разработка газового конденсата на территории охраняемых Рамсарской конвенцией водно-болотных угодий в Приазовских плавнях и др. Газпром уже широко развернулся в районе Красной Поляны. Им построен здесь четырехзвездочный "Пик-отель", газопровод Кудепста - Красная Поляна, элитный "поселок для приема официальных делегаций" в урочище Рудник. Именно Газпром, прежде всего, предъявляет претензии на территорию Кавказского заповедника.
Район, выбранный Газпромом для реализации своих горнолыжных планов, включает хребет Псехако, урочище Медвежьи Ворота, перевал Псеашхо, верховья реки Уруштен. Медвежьи Ворота, Псеашхо и Уруштен - это территории Кавказского заповедника. И без их освоения планы Газпрома теряют всякий смысл: расположенный в лесном поясе хребет Псехако не обладает подходящими горнолыжными склонами и необходимым снежным покровом. Газпром, невзирая на законы, идет к своей цели. В настоящее время в урочище Рудник у подножья хребта Псехако силами турецкой подрядной фирмы "Хазинедароглы" он ведет незаконное строительство нижней станции канатной дороги. Строительство этой канатной дороги не прошло еще никаких согласований, не готов окончательно даже ее проект, а работы уже ведутся. Трасса этой канатной дороги уже промаркирована на склонах хребта Псехако. Также безо всяких согласования Газпромом начато строительство дороги на хребет Псехако. Старая грунтовая дорога расширяется, отсыпается гравием.
Этот хребет входит в заповедную зону Сочинского национального парка. А дальше канатную дорогу планируют протянуть уже непосредственно на территорию Кавказского заповедника - на хребет Табунный и в урочище Медвежьи Ворота.
Начав эти работы, руководство Газпрома не опасается за то, что ему придется отвечать за грубые нарушения закона. Точно так же, без согласований и экспертиз, он вел здесь в течение нескольких лет строительство "поселка для приема официальных делегаций" и газопровода Кудепста - Красная Поляна. Без санкции на то свыше такой правовой нигилизм был бы не возможен. Российские власти на всех уровнях активно содействуют природоразрушительной деятельности Газпрома.
В 2003 году Газпром получил на хребте Псехако в аренду под строительство объектов горнолыжного комплекса 95 гектаров земель. Как стало известно, это стало возможным при грубейшем нарушении закона со стороны Правительства России. 27 февраля 2003 бывший премьер-министр России Михаил Касьянов издал Распоряжение N238-р, согласно которому были "определены земельные участки Сочинского национального парка, которые могут быть переданы в аренду для создания горно-климатического комплекса "Красная Поляна". То, что в состав этих участков попала территория заповедной зоны Сочинского национального парка - уже недопустимое нарушение. Однако, как выяснилось при внимательном прочтении описания границ этих участков, оговорка в тексте Распоряжения, что речь идет о земельных участках Сочинского национального парка, была ложной. В отведенную территорию попал крупный участок Кавказского заповедника - урочище Медвежьи Ворота и хребет Табунный.
Таким образом, фактически санкция Правительства России на освоение территории Кавказского заповедника под горнолыжный курорт уже получена. Не стоит удивляться, если вслед за этим последуют решения об отмене строгого заповедного режима в этой части Кавказского заповедника либо вообще об ее изъятии из его состава. Парадокс, согласно мнению А.Рудомахи, в том, что Распоряжение N238-р было принято по предложению Министерства природных ресурсов России - главного российского государственного природоохранного органа, в ведении которого находится Кавказский заповедник. Трудно ожидать при таком положении дел, что кто-либо на государственном уровне будет реально бороться за сохранение его уникальных природных комплексов.
Опасности, нависшие над Кавказским заповедником в районе Красной Поляны, очень серьезны. Нацеленный на создание горнолыжного курорта альянс высшей российской государственной власти и крупного капитала в условиях пренебрежения нормами российского и международного права, которые характерны для нынешней России, может привести к необратимым потерям для Всемирного Природного Наследия.