Ислам пришел на территорию Кабардино-Балкарии в 14 веке. Новую религию принесли на мечах крымские ханы, под гнетом которых находились тогда местные народы, исповедовавшие в древности язычество, а затем христианство.
Ислам в Кабардино-Балкарии ханафитского толка. И так было с самого начала.
Ханафизм - наиболее гибкое течение в исламе, которое характеризуется относительной терпимостью к инакомыслящим. Ханафизм допускает отказ от установок Сунны, если они противоречат адату (местному праву) и распоряжениям светской власти.
За годы Советской власти ислам в Кабардино-Балкарии претерпел значительные изменения. Он практически сросся с местными обычаями и традициями. И мало кто знал, где начинается одно и кончается другое. Этому способствовала и то, что кабардинцы и балкарцы в большинстве своем были религиозно необразованны, слабо разбирались в исламском вероучении, не знали Коран.
Ислам в Кабардино-Балкарии начал возрождаться в середине 90-х годов. Именно в этот период все больше людей стало приходить в мечети. Разрушенные в первые годы Советской власти, они во многих селах отстраивались заново.
В середине 90-х годов Духовное Управление мусульман Кабардино-Балкарии (ДУМ) направило около ста юношей на получение духовного образования в Саудовскую Аравию и некоторые другие арабские страны. После возвращения между ними и действующими муллами стали возникать разногласия, главной причиной которых были невежество мулл с одной стороны и максимализм молодых с другой. Молодые имамы утверждали, что муллы, не владеющие арабским языком и зачастую даже не понимающие смысла молитв, действуют не по исламу. Появились отдельные мусульмане, которые заявляли, что ислам в республике "неправильный", что следует отказаться от национальных традиций и обычаев и жить по законам шариата. Это течение в исламе сегодня известно как ваххабизм.
Ваххабиты выступают за чистоту ислама, за строгое единобожие, отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам и могилам, осуждают суеверие, различные нововведения (например, отправление похоронного обряда в каждом селе Кабардино-Балкарии имеет свои особенности: в одном селении справляют поминки в день похорон, чего, по мнению ваххабитов, делать категорически нельзя, в другом это делают через три дня), требуют от мусульман соблюдения аскетического образа жизни.
В этот период различные зарубежные организации, такие, например, как МИОС (Международная Исламская организация спасения, созданная в Саудовской Аравии) стали щедро выделять деньги на возрождение ислама на Северном Кавказе, в том числе в Кабардино-Балкарии.
Так, в 1993 году в Нальчике по инициативе нескольких молодых имамов был создан Исламский центр, который обучал верующих чтению Корана и основам религии. Центр финансировался неким фондом САР Фондейшн, офис которого находился в Москве. Примерно через полгода сотрудничество было прекращено по инициативе имамов, которые ощутили диктат со стороны спонсоров. По мнению некоторых мусульманских лидеров Кабардино-Балкарии, именно действия зарубежных спонсоров сыграли дестабилизирующую роль в Чечне и Дагестане, так как крупные финансовые средства, направляемые в эти республики на возрождение ислама, стали причиной раздора между верующими. В КБР этого удалось избежать.
В 1997-98 годах в Кабардино-Балкарии пытались распространить учение ат-такфир, суть которого заключается в утверждении, что любой мусульманин, работающий в правоохранительных органах, а также не выполняющий пятикратный намаз, является кяфиром (вероотступником). А кровь, имущество и честь кяфиров являются дозволенными.
Благоприятные условия для распространения ваххабизма были созданы войной в Чечне, которая вызвала поток беженцев в республику. Мечети стали посещать приезжие мусульмане, сторонники этих идей. Имели место факты участия отдельных жителей республики в боевых действиях в Чечне на стороне боевиков - по материальным, а то и по идейным соображениям.
Вернувшись, они становились апологетами идеи, суть которой можно сформулировать так: вооруженная борьба против неверных. Радикалы призывали к ведению джихада на территории республики. Летом 1998 года группой лиц была предпринята попытка создания в КБР военного лагеря. Как выяснилось позже, организаторы лагеря планировали вооружить до 200 человек. Позже в лесном массиве близ Нальчика были обнаружены шестеро вооруженных лиц, которые были убиты в ходе перестрелки с милиционерами. В ходе столкновения погибли также два милиционера.
Это не единственный факт. Вот уже два года правоохранительные органы Кабардино-Балкарии охотятся за неким Сейфуллой, который воевал в Чечне, вернулся оттуда с небольшой группой вооруженных людей и скрывается на территории КБР. Правоохранительные органы время от времени объявляют о тайниках с оружием, обнаруженных то там, то здесь, принадлежащих якобы Сейфулле, а до него самого никак не удается им добраться.
Распространению радикальных исламских идей способствовала экономическая ситуация в республике, социальное положение большинства населения, для которого определяющим признаком явились безработица и бедность.
В 2001 году в республике активно распространялись листовки, неизвестные авторы которых от имени мусульман республики призывали население поддержать идею установления исламского государства. В листовке говорилось о том, что в исламском государстве люди не должны оплачивать коммунальные услуги, что будут повышены пенсии и социальные пособия. По сути, это был призыв к революции, в результате которой должен был улучшиться жизненный уровень населения.
Организация "Хизб ат-Тахрир" ("Партия освобождения" - международная организация, которая в отличие от ваххабитских организаций делает упор на мирном и постепенном построении исламского государства) пыталась через своих эмиссаров основать в Кабардино-Балкарии свой филиал. В некоторые мечети была завезена специальная литература "партии", например, книга: "Система ислама". Представитель организации, прибывший в республику, пытался организовать тайную ячейку из числа верующих. Согласно учению "Хизб ат-Тахрир", ислам самодостаточная не только религиозная, но и политическая структура с готовыми порядками и законами, которая вполне может замещать собой государство.
В настоящее время делаются попытки распространить движение "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"). Оно проповедует идеи исламской революции и создания "Великого Турана" на территории ряда государств.
Следует подчеркнуть, что все эти радикальные идеи были привнесены в республику извне, но ни одна из них не прижилась и не получила достаточного распространения только благодаря самим верующим.
Ни власти республики, ни Духовное Управление Мусульман КБР не оказались готовыми к какой-либо просветительской или иной цивилизованной работе с верующими мусульманами. ДУМ органично встроилось в политическую власть и, по сути, является ее частью.
Несколько лет назад в Нальчике был проведен специальный телемарафон для сбора денег на строительство соборной мечети. Впоследствии эти деньги исчезли, что породило множество разговоров и существенно подмочило репутацию ДУМ и его прежнего руководителя. Этот факт, а также то, что ДУМ занимается продажей путевок на совершение паломничества в Мекку, то, что за отправление похоронного и свадебного обрядов берется плата, тогда как ни Кораном, ни Сунной это не предусмотрено, оттолкнуло часть верующих от Духовного Управления.
На сегодняшний день мусульмане КБР расколоты на два лагеря. В республике действуют два духовных центра - традиционное, ДУМ, и Мусульманская община КБР (джамаат). Последняя объединяет несколько тысяч человек, в основном молодежи. Их и называют радикалами, хотя однозначно ответить на вопрос, в чем их радикализм, если отбросить то, что они не подчиняются ДУМ и твердо придерживаются установки, что религия отделена от государства, невозможно.
Между тем муфтий КБР Анас Пшихачев в интервью автору этих строк некоторое время назад заявил: "Есть радикальные мусульмане. Есть экстремисты, которые пытаются создать свои независимые параллельные общины. Они призывают мусульман к неподчинению Духовному Управлению, обвиняют Духовное Управление в сотрудничестве с властями и правоохранительными органами. ДУМ - связующее звено между верующими и властью. Мы обязаны сотрудничать с властями и поддерживать программы, которые идут на пользу мусульманам. И в этом большинство верующих с нами солидарно".
Одной из причин возникновения радикальных идей, как известно, является дискриминация по религиозному признаку. Когда где-нибудь происходит взрыв или теракт, правоохранительные органы КБР устраивают акции устрашения - действуя грубо, топорно, с нарушением всех законов.
В 1998 году неизвестными лицами в Нальчике было обстреляно здание МВД, после чего правоохранительные органы задержали более ста мусульман. Их подвергли унизительным допросам, избиению, многим насильно обстригли бороды.
В августе прошлого года в городе Баксане в частном домовладении произошла перестрелка между вооруженными людьми, среди которых были и чеченцы, и, по слухам, даже сам Шамиль Басаев, и местными милиционерами, которые пришли с проверкой. В перестрелке погиб один из бандитов, и тяжелое ранение получил милиционер. Факт нахождения в республике вооруженных боевиков говорит об упущении самих правоохранительных органов. Однако они в очередной раз обрушились на верующих. Были проведены массовые аресты мусульман, которые никакого отношения к событиям в Баксане не имели. Их избили. "Девять часов мы стояли лицом к стене, распятые. Затем нас заставили, пригнувшись, бежать к автозаку, кто отставал, или не подчинился, тех били ногами", - рассказал один из задержанных. Их задержали на десять суток. Некоторым на голове выстригли крест. Обращения в прокуратуру остались без ответа.
Имеют место факты одиночных задержаний и избиений верующих. На фоне этого такие "мелочи", как закрытие мечетей в одном из районов распоряжением главы администрации района, установление им же времени намаза, снятие в другом районе с мечети динамика для оповещения верующих о времени намаза, кажутся просто забавами.
Драконовские меры правоохранительных органов по борьбе с радикальными идеями результата не принесли, только вызвали озлобление. Но они продолжаются и поныне.
Вот что говорит один из лидеров Мусульманской общины Муса Мукожев: "Дальнейшие действия подобного характера со стороны правоохранительных органов могут привести к непредсказуемым последствиям. Мне слишком долго приходится сдерживать верующих от ответных шагов. Подвергаясь постоянным унижениям и не находя нигде защиты, они подводятся к мысли, что правовыми методами нельзя отстоять свои честь и достоинство, а значит, надо действовать по-другому. Когда пружину слишком долго сдавливаешь, она в конце концов вырывается."
Проблему неподчинящихся ДУМ общин попытались решить на прошедшем 22 апреля 2004 года съезде мусульман Кабардино-Балкарии. В Устав Духовного Управления были внесены поправки, согласно которым все имамы отныне будут назначаться муфтием КБР. Это значит, что все независимые имамы будут отстранены от работы. Вряд ли это можно считать удачным решением проблемы. Имамы, о которых идет речь, пользуются большим авторитетом и доверием мусульман. Они свою деятельность не оставят, и есть вероятность, что будут проповедовать нелегально. Еще неизвестно, как отреагирует община на их отстранение. К тому же, по мнению юристов, такие поправки противоречат закону РФ "Об общественных объединениях".
Стоит ли говорить, что оппозиционных мусульман не попытались пригласить на съезд и выслушать их точку зрения. Напротив, были предприняты все меры, чтобы никто из них туда не проник.
О дальнейшем развитии ситуации можно сказать лишь одно. Противоречия будут обостряться, кризис углубляться. Все это чревато серьезными последствиями.
Впрочем, ситуация могла бы разрядиться само собой, если бы в общественно-политической жизни республики произошли изменения демократического характера и улучшилась бы социально-экономическая ситуация.
Май 2004 г.