- Обстановка в Чечне продолжает оставаться сложной. Масса нерешенных проблем, море вооруженных людей и жизнь, наполненная тревогой за близких. Может быть, мы имеем то, что заслуживаем?
- Все не так просто. Если бы мы имели самостоятельное государственное образование и варились лишь в собственном соку, мы могли бы бичевать себя за то, что допустили такую вакханалию на своей земле. Но львиная доля ответственности за чеченскую трагедию лежит на "старшем брате" нашем, историческом, веками принуждавшем Чечню к послушанию. Ведь сценарии многих чеченских событий написаны далеко за пределами нашей республики.
- Но почему авторы этих сценариев среди многих других республик Кавказа выбирают Чечню?
- Так уж сложилось исторически, что в силу территориальных, количественных и качественных признаков, говоря упрощенно, чеченцы больше, чем кто-либо, делали погоду на Северном Кавказе и соответственно мешали России делать погоду на юге страны. И эту ситуацию уже на современном этапе стали использовать против России ее заграничные недруги.
- И тем не менее, почему мы, конкретные люди, в отличие от наших соседей в других республиках, позволяем использовать себя в столь примитивных, ставших уже предсказуемыми, политических играх того же Кремля?
- То, что предсказуемо для одного человека, подчас бывает неожиданностью для другого. Мы, чеченцы, очень разные. Особенно наглядно это проявилось для нас в период дудаевщины, когда мы по степени своей образованности, общественного сознания и политической культуры (да и национальной культуры) раскололись на две части. Люди, имевшие элементарные понятия о возможном и невозможном, не ставившие сомнительные идеи впереди человеческих жизней, отговаривали народ от вооруженного противостояния с Россией. Остальные же, вооружаясь палками против истребителей и бомбардировщиков, создавая партии из толпы, учреждая новые газеты под весь этот абсурд, в конечном счете, загнали в кровавую пучину весь чеченский народ. Кстати, люди из этого числа и сегодня, занимая те или иные должности в министерствах и ведомствах ЧР, продолжают мнить себя учителями нации.
- А почему у нас добрая половина народа столь примитивна и безграмотна?
- На это есть ряд объективных причин. Очевидно, учитывая определенные исторические реалии, Кремль не желал себе головной боли в виде развитого гражданского общества в лице чеченцев. Поэтому нас держали в определенных рамках. Все национальное было принижено: язык, литература, культура и т.д. У нас было меньше всего в процентном отношении людей с высшим образованием, не говоря уже об ученых; была самая большая в стране безработица - словом, по многим важнейшим параметрам мы были в числе последних.
- Ну хорошо, мы запоздали с образованием, но ведь и жизнь должна была нас чему-то научить, сделать дальновиднее, мудрее. Ведь были две войны, почему они не сделали нас умнее, добрее?
- Ум и добро не витают сами по себе в воздухе. Их несут в себе конкретные люди. Часть общества многого объективно недополучила от своего времени: и знаний, и приобщения к духовным ценностям. Эти люди не испарились и не провалились сквозь землю. Они заняли определенную нишу и продолжают занимать ее по сей день. Будучи менее "продвинутыми" в цивилизованном мышлении, они агрессивны по природе своей, подвержены инстинкту толпы; их понятия о ценности человеческой жизни, как высшей ценности в природе, об основополагающих правах человека и гражданина, о личности, способной иметь свое мнение, весьма и весьма размыты.
Эти люди очень легко взяли в руки оружие, надели камуфляжную форму и также легко выстрелили в соотечественников. И даже тогда, когда им казалось, что стреляют во врагов, они стреляли по своим, по нам с вами, ибо российские войска открывали шквал огня по всему населенному пункту, встречая малейшее сопротивление на своем пути. И сегодня именно такая категория людей - при оружии. У них особая психология. Они сильны в своей массе, легко и цинично сметают все, что не так лежит или не так передвигается на их пути, у них все та же неограниченная власть, что была при Д. Дудаеве, поскольку повторился расклад сил в республике, когда первое лицо опирается не на МВД, а на созданную им армию.
В обозримом будущем мы не станем другими. Как в театре меняются декорации и актеры, так и у нас должна измениться ситуация и должны придти другие люди, наполняющие власть.
- И все-таки, я бы не снимал ответственность с населения в целом. Мы пассивно созерцали так называемый конституционный процесс в ЧР. Мы слепо голосовали за конституцию без ее всенародного обсуждения. Мы ленились посетить избирательный участок, а потом безмолвно проглатывали нереальные проценты президентских выборов. Не было ни протеста, ни возмущения. Звучал только голос международных правозащитных организаций...
- Во-первых, нужны условия, допускающие гражданский протест. Во-вторых, правозащитники, чью роль в становлении демократии я не умаляю, и разного рода люди-институты, больше работающие на свое имя, в своих оценках отталкиваются от идеальных позиций, от теории. Анализируя же ситуацию в Чечне, нельзя не быть реалистом. Реальной политике здесь не может быть альтернативы. Нам, жителям Чечни, бесполезно рассуждать о плюсах и минусах той или иной политической акции, если она де-юре признается Москвой. Приходится думать о том, как дальше направить ситуацию в разумное русло.
С точки зрения здравого смысла, все, что происходит на нашей территории в последние годы, это абсурд от начала до конца. И невозможно рассматривать с идеальных позиций какое-то отдельное событие из этого ряда. Несопоставимы, скажем, личности покойного Ахмат-Хаджи Кадырова и здравствующего Саламбека Хаджиева в смысле их компетентности для президентской должности. С. Хаджиев - великолепный хозяйственник, ученый, теоретик и практик, государственный муж. А.-Х. Кадыров же был арабистом, богословом, но в данный исторический момент, как показало время, именно он выполнил роль противовеса религиозному экстремизму, охватившему Чечню. По логике же эту задачу давно должны были выполнить российские войска. Но либо это их полный провал, либо заданный ход событий, целью которых было стравить чеченцев с чеченцами (давнишняя мечта наших недругов). И последнее удалось больше, чем наведение конституционного порядка.
Да, много вопросов возникает по развитию ситуации в ЧР. Почему, например, считается, что сегодня (и вчера) республике выгодно иметь в президентском кресле ставленника Москвы? Что, средства выделяются под человека, а не республике? Почему восстановление Чечни должно зависеть от имен, ведь в бюджете все расписано по статьям? Но когда вспоминаешь утверждения разных специалистов-политологов о тотальной коррумпированности России, вопросы отпадают.
К тому же, в Чечне все еще есть ряд факторов, в том числе и наличие вооруженных формирований, не входящих в систему МВД, которые побуждают думать не столько об интеллекте или опыте государственной службы того или иного кандидата, сколько о соответствии его фигуры реальной обстановке в республике, дабы не вызвать новую напряженность и осложнение. Ведь столько лет мечтаем о стабильности. Таким образом, приходится думать: не как бы сделать лучше, а как бы не стало хуже. И это есть реальная политика.
- Так у нас что, практически нет выбора?
- Выбор в определенной мере всегда есть. Я чувствую, что у людей все больше падает интерес к предстоящим президентским выборам - есть мнение, что их результат предопределен. Но разве нет надежды на справедливый исход голосования, если каждый из нас, кто имеет избирательное право, принципиально пойдет на свой участок и проголосует за своего кандидата. В этом случае, как минимум, не будет свободных бюллетеней, которые заинтересованными работниками комиссий могли бы быть заполнены на их усмотрение, естественно, в нарушение закона. Вот вам и первый выбор: идти или не идти на избирательный участок.
А надо идти. Непременно. Как сказано кем-то из великих, "лучше зажечь маленькую свечу, чем жаловаться на большую тьму". И этот маленький шаг будет первым на пути к гражданскому обществу. Что касается выбора среди кандидатов, то еще есть время для появления большего числа реальных фигур, которых пока еще очень мало. Только наличие равноценных соперников обеспечивает истинную демократичность выборов. В этой связи не знаю, чем руководствуются, подавая заявления в избирком, некоторые наши соотечественники, известные разве что своим близким родственникам. В нашем сложнейшем положении их действия больше похожи на циничные игры, нежели на заботу о республике. Хотелось бы также, чтобы не было явных подставных фигур, раздражающих население и способных вызвать лишь обратный эффект в их скрытых благих намерениях.
А вообще я не переоцениваю роль выборов, как таковых, и ближайшие годы вряд ли нам принесут облегчение по большому счету. Кто бы ни стал президентом ЧР, он окажется перед таким сложным узлом проблем, что распутать его за год или два не представляется реальным. Надо быть готовым ко всему и набраться терпения - если оно еще осталось. В конце концов, все в руках Всевышнего. Надо воспринимать жизнь такой, какая она есть и постараться относиться ко всему философски, иначе наши сердца не выдержат. И не выдерживают, как мы видим.
Надо радоваться тому, что есть: что проснулись утром живыми, что есть еще хлеб в доме и что день прошел без плохих вестей. Если прошел. И быть добрее друг к другу хотя бы тем, кому это чувство еще знакомо.
Август 2004 г.