Заявление принято на собрании общественности, религиозных и культурных деятелей Дагестана, которое состоялось в городе Хасавюрте 9 августа сего года.
Обращение связано с обострившимися в последнее время взаимоотношениями между председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовым и мэром Хасавюрта Сайгидпашой Умахановым.
"В течение последних двух недель в Дагестане крайне осложнилась общественно-политическая ситуация.
Практически во всех городах и районах республики проходят многочисленные митинги. Доведенные до отчаяния люди требуют отставки председателя Государственного Совета Магомедали Магомедова, в котором они видят главную причину и источник тяжелейшего кризиса, переживаемого народами Дагестана - одного из самых бедных и криминальных регионов современной России.
Республику захлестнула волна убийств людей, которые открыто выражали свое несогласие с осуществляемой М. Магомедовым политикой. Народ напрямую связывает с его именем трагическую гибель муфтия Дагестана С. Абубакарова, министра С. Гусаева, депутата республиканского парламента Б. Касимова, покушение на председателя ГТРК Дагестан Т. Абдусамадова. Следствием по делу Б. Касимова были задержаны очевидные исполнители преступления, но после вмешательства М. Магомедова под ложным предлогом они были освобождены из-под стражи.
После избрания в 2003 году депутатом Государственной Думы М. Гаджиева, неугодного М. Магомедову, началась кампания грубого давления на руководителей администраций городов и районов, входящих в Буйнакский одномандатный округ номер 10. М. Магомедов вынудил уйти в отставку Ш. Бадрудинова, Т. Омаева и А. Абдуразакова - глав администраций Гергебильского, Новолакского и Чародинского районов. Весной этого года был демонстративно расстрелян глава администрации Буйнакского района М. Алхлаев. А совсем недавно трагически погиб только что назначенный главой муниципального образования Новолакский район А. Хайдаков.
На днях последовала отставка главы администрации Хасавюртовского района А. Бексултанова, а исполняющим обязанности руководителя самой большой в республике административной территории М. Магомедов назначил человека, ранее отбывавшего наказание в Матросской Тишине.
Напряженной остается обстановка в Ботлихском районе, в котором проживают аварцы и андийцы: М. Магомедов требует отставки главы местной администрации М. Сахратуллаева, аварца, рекомендуя на его должность андийца. Эта диктаторская стратегия по принципу "разделяй и властвуй" привела к обострению межнациональных отношений там, где испокон веку люди жили в мире и согласии.
Войну объявил М. Магомедов и Хасавюрту - второму по численности населения городу республики, по праву считающемуся решающим узлом в истории и современной жизни Северного Кавказа.
Все началось после того, как в 1999 году, в самый разгар антитеррористической кампании, хасавюртовцы не позволили М. Магомедову провести в родном городе сепаратные переговоры с чеченским лидером А. Масхадовым. Именно по этому поводу Президент Российской Федерации В. Путин и сказал: "Если раньше я уважал дагестанский народ, то теперь отношусь к нему с любовью".
Последовавшие события подтвердили справедливость этих слов: жители Хасавюрта не позволили полчищу международных террористов углубиться на территорию Дагестана. Руководимые мужественным и решительным главой хасавюртовской администрации Сайгидпашой Умахановым, они отстояли целостность, честь и независимость не только своей республики, но и всей России.
Возглавляемый С. Умахановым общественный комитет по защите Конституции Российской Федерации на территории Дагестана потребовал от местных властей привести все республиканские законы в полное соответствие федеральному законодательству. Это решение было поддержано и республиканской интеллигенцией, и повсеместно прошедшими сходами граждан, но в штыки воспринято М. Магомедовым и его ближайшим окружением, в которое входит член Государственного Совета Э. Джабраилов, лично расстрелявший двух военнослужащих Российской Армии и двух ополченцев, которые преградили ему дорогу в сентябре 1999 года, когда он пытался помочь вторгшимся в Дагестан террористам.
С каждым днем положение в Дагестане все более усугубляется. И потому в конце июля различные общественные объединения граждан провели в Хасавюрте санкционированный митинг, на который собрались жители городов и районов Дагестана - люди разных наций и народностей, представители духовенства, деятели науки и культуры.
Учитывая сложность ситуации, С. Умаханов, находившийся на лечении за пределами республики, был вынужден прервать свой отдых и лично присутствовать на этом мероприятии, чтобы обеспечить его участникам должную безопасность. Выслушав мнения собравшихся, он поддержал законные требования митингующих. Его позицию разделили и 15 депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, принявшие участие в акции.
После митинга на экстренном заседании органов государственной власти под председательством М. Магомедова состоялся беспрецедентный, по сути своей и форме, разнос. В самых лучших традициях "советской демократии" верный ленинец М. Магомедов в грубой и оскорбительной форме отзывался об участниках митинга, позволяя себе недопустимые в его ранге эмоциональные выпадки против С. Умаханова. Все более распалившись (это выступление неоднократно транслировалось по республиканскому телевидению, которое без предупреждения прерывало программы федеральных каналов), он уподобил Хасавюрт селению Карамахи.
Такое сравнение возмутило не только хасавюртовцев. Всей России известно, что Карамахи, цитадель религиозного экстремизма в Дагестане, - это результат деятельности или преступной бездейственности государственных органов республики во главе с М. Магомедовым. Когда после убийства муфтия Дагестана С. Абубакарова возмущенные люди стали собираться на главной площади Махачкалы, их встретили до зубов вооруженные карамахинцы, руководимые ближайшим сподвижником Хаттаба, бригадным генералом боевиков Джаруллой. Кощунственно в их устах звучали возгласы: "Мы - защитники Конституции, и не дадим в обиду его гаранта - М. Магомедова!".
Вот такой же лживой является и политика нынешнего дагестанского руководства, которое, прекрасно усвоив уроки коммунистической демагогии, готово в любой момент все свои пороки превратить в достоинства, свалить ответственность за совершенные преступления и нарушения гражданских прав на истинных патриотов республики и России.
М. Магомедов и его коллеги через полностью подчиненные им средства массовой информации пытаются сформировать неверное представление о происходящем в Дагестане у общественности страны и в федеральных органах власти.
Потому и требуют сегодня дагестанцы свержения этой замешанной на крови диктатуры, восстановления конституционной демократии, экономической стабилизации, мира и спокойствия.
Но власть имущие не желают слышать голос народа. Такое отношение может привести к самым непредсказуемым последствиям и на Северном Кавказе, и во всей России".