Руководитель Администрации президента Адыгеи Талий Беретарь на встрече с журналистами республиканского телевидения 13 августа прокомментировал решение, принятое днем раньше президентом Адыгеи Хазретом Совменом. Комментарий, в частности, касался фразы, произнесенной президентом республики, о личной ответственности глав муниципалитетов за судьбу урожая. Беретарь подчеркнул, что на протяжение трех лет Совмен оказывал значительную поддержку агропромышленному комплексу республики, однако задание главы республики по своевременной сдаче зерна на элеваторы в этом году не выполнено.
Руководитель администрации президента заявил, что теперь Хазрет Совмен не может выступать в качестве гаранта реализации зерна и вся полнота ответственности, в том числе за начатую кампанию подготовки земли к новой посевной, ложится на плечи глав муниципальных образований и сельхозпроизводителей. Исключение в этом ряду составят те немногие хозяйства, которые выполнили задание главы республики. Им с этого дня предоставляется право самостоятельной реализации зерна. При этом хозяйства-должники, реализовав зерно, обязаны вернуть долги в бюджет "живыми" деньгами.
"Было собрано более 300 тыс. тонн зерна, - сказал журналистам Т. Беретарь, - а сдали на элеваторы всего 80 тыс. с лишним. Если оценить собранное по минимальной цене - 3 рубля за килограмм - это 900 млн. рублей. Плюс к этому рапс и другие культуры дадут еще 100 млн. рублей. То есть деньги у сельхозпроизводителей есть - пусть выплачивают зарплаты, пашут, сеют. Пора заканчивать перекладывание на президента кредитование этой отрасли".
Другими словами, в Адыгее создалась патовая ситуация в сельском хозяйстве. Корреспондент ИА REGNUM попросил дополнительно прокомментировать случившееся премьер-министра республики Хазрета Хуаде. Необходимость этого комментария продиктована была и тем, что на протяжении всей уборочной кампания президент Адыгеи Совмен, а вслед за ним министр сельского хозяйства Шрахмет Схаляхо, говорили о необходимости полной сдачи урожая на элеваторы и приемные пункты. В это же время премьер говорил лишь о необходимости сдать зерно для погашения задолженности. Поэтому вопрос, адресованный Х. Хуаде должен был звучать так: должно быть, премьер не понял, о чем говорил президент?
Однако данный вопрос, озвученный для секретаря приемной Х. Хуаде, пришлось переадресовать его помощнику Сергею Бойко, специалисту по сельскому хозяйству. Помощник объяснил, что полная сдача зерна невозможна, и речь нужно вести о погашении задолженности, над чем правительство и работает.