Вчера, 16 сентября, в Астане (Казахстан) состоялась серия встреч президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна в различных форматах. В первой из них принимали участие сопредседатели Минской группы Юрий Мерзляков (Россия), Стивен Манн (США) и Анри Жаколен (Франция), которые проинформировали президентов о проделанной ими за последнее время работе. После встречи Юрий Мерзляков выступил с довольно интересными заявлениями, сообщив журналистам, в частности, что президенты обсуждали вопросы, "оговоренные на переговорах в Праге".
"Одно из выдвинутых предложений касается освобождения прилегающих к Нагорному Карабаху районов, возвращения туда вынужденных переселенцев и гарантирования их безопасности", - сообщил Мерзляков. Ожидается, что после переговоров в Астане официальный Баку и Ереван представят сопредседателям свои предложения, согласно которым Минская группа будет строить свою дальнейшую деятельность. "Вынесенные на обсуждение президентов идеи находятся в рамках территориальной целостности Азербайджана", - подчеркнул Мерзляков.
В Астане состоялось также и трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России. Владимир Путин после встречи заявил журналистам, что, хотя и никакого результата пока не достигнуто, каждая подобная встреча является "шагом вперед". Российские СМИ полагают, что формат переговоров, при котором, помимо непосредственно заинтересованных сторон, участвует и Владимир Путин, является наиболее эффективным.
Азербайджанские политологи поспешили заявить о существовании некой "московской формуле" решения карабахского конфликта, которая никак не отвечает азербайджанским интересам. По мнению азербайджанского политолога Эльдара Намазова, эта формула может предусматривать вывод армянских войск с азербайджанских территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху, в обмен на референдумы по статусу как в самом Карабахе, так и в Азербайджане в целом.
Результаты отдельного референдума в Карабахе будут далеки от реальности. Кроме того, эти результаты, какими бы они ни оказались, не могут иметь политических последствий, равно и политической силы, так как вопрос об изменении границ Азербайджана - это только его прерогатива. Статус Нагорного Карабаха может определяться единым референдумом по всей территории Азербайджана, отметил Э.Намазов. Поэтому в данном случае может иметь место только обсуждение вопроса вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, возможно, на других условиях, но никак не упомянутого выше, подчеркнул Э.Намазов.
"Впрочем, само наличие "московской формулы" все же лучше, чем тот застой в переговорном процессе, который уже разменял второй десяток лет. Россия может поддержать вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а при необходимости - и выступить гарантом взаимоприемлемых договоренностей", - отметил политолог Ариф Юнус.
Политолог Зардушт Ализаде считает, что никакие формулы и идеи не приведут к определенным результатам, пока сами стороны не осознают, что решение конфликта, прежде всего, зависит от них самих. "Уже в течение 10 лет продолжаются бесплодные переговоры, и мы пережили уже несколько этапов, когда реально обсуждались возможности подписания мирного договора. Но каждый раз все срывалось. И элемент соперничества между сопредседателями МГ, который особенно ярко проявлялся в середине 90-х, ничего, кроме вреда, переговорному процессу не приносил. Я не думаю, что эти переговоры можно полностью считать инициативой только Москвы. Потому что там присутствовали посредники от США и Франции. Я считаю, что и эта инициатива потерпит фиаско. Потому что сохранение нынешнего статус-кво, прежде всего, выгодно самой Москве. Иначе у нее после решения проблемы уйдут реальные рычаги давления и на Азербайджан и частично на Армению", - заключил З.Ализаде.