Рауль Джумкович, как Вы относитесь к тому, что Вас называют ставленником ардзинбовского режима? Повлияет ли в случае избрания Вас главой государства на ваше президентство тот факт, что Владислав Ардзинба назвал Вас своим преемником?
Режим - это совершенно некорректное определение, потому, что все помнят, при какой всенародной поддержке Владислав Ардзинба возглавил страну. Ни мы, ни следующие поколения не вправе забывать, что сделал президент для сохранения нашего народа, обретения Абхазией независимости, становления и укрепления нашей государственности. Кто бы ни стал следующим президентом Абхазии, он обязан продолжить курс Владислава Ардзинба. Я горжусь тем, что Владислав Григорьевич поддержал мою кандидатуру. И в случае моего избрания президентом я не собираюсь поступаться своей самостоятельностью. Это единственный приемлемый для меня принцип работы.
Кого бы из оппонентов по президентской компании Вы включили бы в свою команду в случае избрания?
С момента моего назначения на должность премьер-министра я прилагал большие усилия для того, чтобы наладить конструктивный диалог в обществе, создать условия открытого обсуждения и совместного разрешения проблем, волнующих наших граждан, сделать работу правительства прозрачной. И я думаю, что определенных успехов в этом смысле мы добились. В случае моего избрания я намерен продолжить эту линию. В других избирательных штабах есть люди, с которыми мы вместе работали, там есть профессионалы достаточно высокого уровня. Нас слишком мало, и мы не имеем права отталкивать людей только потому, что у них иные политические взгляды и личные пристрастия. Поэтому многих из них я хотел бы видеть в своей команде.
Какие действия в первую очередь должен предпринять президент после избрания? С чего Вы начнете?
В первую очередь необходимо стабилизировать внутриполитическую ситуацию и преодолеть политический кризис, существующий на протяжении последних двух лет. Мои основные усилия будут направлены на консолидацию общества и создание условий для формирования новой политической системы, основанной на демократии, плюрализме и совместной работе в интересах нашего народа. Только такая система может служить гарантией цивилизованного разрешения проблем и разногласий, способствовать постоянному совершенствованию системы власти.
Одновременно с этим необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение законности и наладить эффективную работу правоохранительных органов. В этой системе необходимы кардинальные реформы и новые кадровые решения. Кроме того, нужно значительно сократить управленческий аппарат и повысить его эффективность. В качестве одного из первых шагов, в случае моего избрания, я рассматриваю конституционную реформу, которая должна изменить принципы взаимоотношений различных ветвей власти и повысить уровень их ответственности. У нашего государства существует множество социальных и экономических проблем. Наши граждане ждут реальных шагов и программ, которые бы способствовали повышению их уровня жизни, улучшению медицинского обслуживания и образования. У нас есть реалистичная программа социально-экономического развития страны, программы в области обороны и безопасности. Все эти проблемы невозможно решить в отрыве друг от друга, их нужно решать в комплексе. Это большая, кропотливая работа и ответственная работа, в которую должно быть вовлечено все общество и все политические организации.
Будет ли выработана новая военная доктрина государства с учетом сегодняшних реалий?
Мы приступили к серьезному реформированию наших Вооруженных Сил. Нами созданы профессиональные спецподразделения, проводятся регулярные учения с привлечение резервистов, что способствовало повышению уровня подготовки, как кадровых частей, так и резервных подразделений. Был серьезно увеличен призыв в армию. Начался процесс привлечения в нашу армию военных специалистов, прошедших офицерскую службу в Советской и Российской армии, мы стали осуществлять подготовку собственных военных кадров за пределами Абхазии. Значительно увеличились и наши военно-технические возможности. Словом делается все возможное для того, чтобы Вооруженные Силы соответствовали уровню угроз, с которыми может столкнуться Абхазия.
Естественно, для этого нужно четкое осознание того, чего мы хотим добиться, нужен глубокий анализ и прогнозирование геополитической ситуации вокруг Абхазии, изучение военных возможностей предполагаемого противника. И такую работу мы проводим, по существу, можно сказать, что военная доктрина Абхазии, в основном, сформирована и реализуется.
Какие, на Ваш взгляд, нужны преобразования в системе государственного управления, кроме сокращений в чиновничьем аппарате?
Как я уже говорил, в случае моего избрания, я намерен инициировать реформу Конституции, направленную на перераспределение полномочий между различными ветвями государственной власти. В частности, необходимо предоставить парламенту право утверждения кандидатуры премьер-министра и объявления вотума недоверия правительству. Президент же должен быть наделен правом роспуска парламента. Кроме того, необходимо передать право толкования Конституции от парламента Верховному Суду либо Конституционному суду, если он будет создан в качестве отдельного института. Это позволит усилить контроль со стороны общества над ветвями власти. Потому, что как у представителей власти, так и у граждан появится реальная возможность с помощью суда отстаивать свои конституционные права и влиять на то, чтобы власть не нарушала Основной закон страны. В ходе этой реформы должны быть устранены и другие неточности и противоречия, содержащиеся в Конституции.
Рауль Джумкович, а чем Вы намерены заниматься в случае проигрыша?
Для меня различные должности, в том числе, и высокий пост президента никогда не являлись самоцелью. Власть —это только инструмент для осуществления программ, отвечающих интересам нашего народа и государства. Выборы дают гражданам возможность определить, какой путь развития для них наиболее приемлем. Я в любом случае буду работать в Абхазии и использовать свой опыт и знания на благо нашего народа.
Август 2004 г.