Корр.: Анри Михайлович, почему Вы решили баллотироваться в Президенты Республики Абхазия?
Анри Джергения: Я считал, считаю, и буду считать свою деятельность в качестве политика незавершенной до того, пока Абхазия не добьется признания независимости мировым сообществом.
Корр.: Что Вы намерены предпринять, прежде всего, в случае избрания Вас Президентом?
А. Джергения: Первое — это активизировать деятельность по установлению ассоциированных отношений с Россией. Второе - начать работу по развитию малого и среднего бизнеса и создания рабочих мест. Необходимо разработать комплексную программу развития экономики Абхазии в целом.
Корр.: Население республики беспокоят вопросы обеспечения безопасности, как внутренней, так и внешней. Что на Ваш взгляд следует сделать в этом направлении?
А. Джергения: С целью обеспечения безопасности, следует активизировать процесс создания небольшой, мобильной армии, создаваемой на контрактной основе, чтобы она могла в первые же дни обеспечить отпор внешнему врагу по всему периметру Абхазии, до развертывания резервных формирований нашего государства.
Корр.: Сегодня практически все партии и движения говорят о необходимости реформы системы власти в стране. Какой, на Ваш взгляд, должна быть эта реформа?
А. Джергения: Я уже неоднократно говорил о необходимости в кратчайшие сроки перераспределения полномочий между исполнительной и законодательной властью и создании действенного контроля всех ветвей власти по отношению друг к другу.
Я не только за то, чтобы парламент утверждал премьер-министра и стал более действенным. Я считаю, что, предоставляя президенту право роспуска парламента, следует четко прописать в законе, в каких случаях и на каких основаниях он может распустить законодательный орган страны. Роспуск не может производиться по чьей бы то ни было прихоти.
Касаясь изменения Конституции, могу отметить, что нельзя считать неприкасаемым этот документ. Это неправильно. Даже самая стабильная Конституция США, в первые годы претерпела 34 поправки. Сегодня жизнь подсказывает вопросы и проблемы, из-за которых надо вносить те или иные изменения.
Корр.: Не приведет ли к хаосу желание главы государства распускать парламент слишком часто?
А. Джергения: Да, но и в США были периоды потрясений. Нам кажется, что мы какие-то особые люди, но живем мы по тем же законам, по которым живет мировое сообщество.
Корр.: Нынешний парламент был избран в бытность Вашу премьер-министром. Как Вы считаете, выполнил он свою историческую миссию, изменив в некотором роде избирательное законодательство?
А. Джергения: Да, я все хорошо помню. Историческим парламент был один раз, только тогда, когда им руководил Владислав Ардзинба. И это не потому, что там депутаты были особыми, а потому что им руководил Ардзинба.
Корр.: Что Вы думаете по поводу полномочий, которыми обладает нынешний президент? Готовы ли Вы, в случае избрания президентом, ограничить полномочия главы государства?
А. Джергения: На этот вопрос я ответил выше.
Корр.: Что будет приоритетным в Вашей деятельности на посту президента, в случае избрания Вас главой государства?
А. Джергения: Я не думаю, что у президента должны быть какие-то приоритетные направления. Все должно развиваться планомерно и равномерно.
Корр.: На какой вопрос Вы бы хотели ответить сами?
А. Джергения: На данном этапе, я хотел бы обратиться к нашему народу, чтобы избиратели, голосуя за того или иного кандидата, руководствовались не личными интересами, а думали о будущей судьбе своего государства.
Корр.: Намерены ли Вы с кем-либо объединиться?
А. Джергения: Посмотрим по ситуации.
17 сентября 2004 г.