На прошлой неделе в Элисте попытались провести многодневный митинг под лозунгом "Нет террору - нет Илюмжинову". Попытка окончилась трагедией: 89 пострадавших в больницах, 5 - в реанимации, 15 - без вести пропавших, 3 - в морге.
Илюмжинова обвинили в связях с чеченскими террористами. Против него выступили самые разнообразные силы: Союз чернобыльцев, "Боевое братство" (организация ветеранов Афганистана), местная общественная организация "Родной край". К митингу присоединились самые разнообразные партии - от КПРФ до СПС.
Один из организаторов митинга Андрей Горяев заявил нам, что в его распоряжении есть доказательства контактов Илюмжинова и чеченских террористов. В итоге оказалось, что это видеокассета, на которой вчерашние чеченские боевики, попавшие под амнистию, и сотрудники спецслужб, внедрявшиеся в отряды чеченских сепаратистов, рассказывают про свои дела с калмыцким президентом.
Даже если кассета не фальшивка, то калмыкам грех жаловаться на порочащие президента связи, ведь в республике за все время не было ни одного взрыва, ни одного захвата заложников. Но после Беслана очень многие пытаются решить свои проблемы, ссылаясь на терроризм. Хотя у Кирсана Николаевича и без того грехов хватает: байство, коррупция, диктатура. Но это, по мнению организаторов митинга, в Москве никого не волнует.
Сначала протестующих уговаривали. С организаторами встретился глава местного МВД Владимир Пономарев. Он посочувствовал демонстрантам, но сказал, что связан служебным долгом. Сообщил, что руководство республики настроено на самые жесткие меры, и посоветовал перенести митинг с главной площади в более скромное место. Не послушали.
Тогда митинг запретили. Вопреки закону - в день проведения. Митингующие противозаконному запрету не вняли.
Параллельно митингу в местном ДК шло совещание общественного совета при президенте Калмыкии. Решали, что делать с общественным протестом. Показательно, что в совещании принимала участие местная братва. Присутствовали криминальные авторитеты: Мазан, Хромой Батыр, смотрящий по республике Барик.
21 сентября ровно в 23.00 демонстранты закрыли митинг до следующего утра, но так как среди них были приезжие из отдаленных районов, с площади ушли не все, некоторые заночевали тут же.
В 23.30 появилась милиция, потребовавшая покинуть площадь, так как появилась информация, что площадь заминирована. Демонстранты частично освободили пространство, но мину никто не стал искать. На освободившееся место въехали милицейские уазики и вошли подразделения ОМОНа в специальном снаряжении.
00.20. ОМОН блокировал демонстрантов, из-за их щитов показался прокурор республики Сергей Хлопушин и именем Конституции потребовал разойтись. Из толпы его спросили, какую конституционную статью он имеет в виду и кто ответит за незаконные действия. Прокурор ответил, что берет ответственность на себя, и ОМОН пошел на штурм.
Женщин, стариков и детей демонстранты спрятали внутрь толпы, вперед вышли ветераны-"афганцы" и приняли удар на себя. Их били резиновыми дубинками, расстреливали шумовыми гранатами, одному из них граната пробила голову, другому выдрали из плеча искусственную руку. Один из погибших именно "афганец". Сопротивления почти никто не оказывал, люди легли на землю, сцепившись друг с другом. Омоновцы шли прямо по людям.
Милиционерам помогали. За ними двинулись представители местных криминальных группировок и добивали демонстрантов- Помимо местных в акции участвовали и "варяги". Уже известно, что "братскую интернациональную помощь" оказывали милиционеры из Ставрополья, ростовская рота СОБРа, взвод осетинских милиционеров и взвод волгоградских, а также две опергруппы из Дагестана и Астрахани.
"Варягами" руководил генерал милиции Анатолий Сысоев, исполняющий обязанности начальника ГУ МВД по Южному федеральному округу. Стало быть, отвечать придется и новому президентскому полпреду Дмитрию Козаку.
Митинг был ликвидирован в самом что ни на есть буквальном смысле. Утром пожилая дворничиха вышла убирать близлежащий двор и обнаружила на вверенной ей территории труп. Это было тело фермера Батыра Бембеева.
Позже выяснились обстоятельства его смерти. Он не был убит в пылу побоища. Его задержали вместе с митингующими Андреем Свешниковым, Борисом Англаевым и Оролтаном Бамбаевым. Всех четверых доставили в первый опорный пункт Элисты. Затем туда явились братки из так называемой бугровской преступной группировки, милиционеры передали им арестованных. Всех четверых вывезли в степь и били там до 5 утра. Троих выживших на рассвете вернули в опорный пункт, а тело Бембеева отвезли на то место, где он был задержан.
На следующий день на окраину Элисты в поселок Солнечный - маленький, но с большими криминальными традициями - привезли несколько ящиков водки и оставили прямо на улице. Местная шпана, замеченная на площади в качестве добровольных помощников милиции, целый день пила за здоровье президента Кирсана.
А руководство Республики Калмыкии начало объясняться с калмыцким народом. Самое потрясающее объяснение озвучил по местному телевидению прокурор Хлопушин. По его версии, митинг организовали те же террористы, что устроили теракт в Беслане. Прокурор объяснил, что они хотели устроить в Калмыкии (преимущественно буддийской республике) исламский халифат.
Орхан Джемаль
Опубликовано 27 сентября 2004 года