"Нам придумали кличку "зверьки"
Уроженец Дагестана Руслан Хаджиев живет в Калининграде уже почти десять лет - перевез сюда семью: подальше от войны, идущей в соседней республике. Здесь подросли два сына - Магомет и Аслан, четыре года назад родилась дочь Гуля. Но скрыться от ненависти, порожденной войной, Хаджиевым не удалось. Достаточно сказать, что ему, автомеханику, предлагали такую зарплату, на которую не то что жить, даже доехать на работу нельзя было. Пришлось в первые месяцы выходить работать на рынок к землякам. Статус рыночного торговца Руслана не смущал, но весной 1995-го из Чечни стали возвращаться первые подразделения.
- Милиционеры и омоновцы брали с прилавка все, что им надо, если пытался возражать, сбрасывали товар в грязь, - вспоминает Хаджиев. - Могли избить. Занимаются этим все - и санврачи, и милиция, и бандиты. Язык общения с нами у них ни чем не отличается. Слово "чернож...й" произносили в лицо с нескрываемым удовольствием. Еще одна любимая кличка - "зверьки".
Прошло четыре года, сыновья уже пошли в школу, и первое напоминание о новой, казалось бы, далекой войне Хаджиевых настигло в октябре 1999 года: однажды вечером на возвращавшегося с работы Руслана напали.
- Их было трое, били руками, ногами, я отбивался как мог, - сокрушается автомеханик. - "Это тебе, сука черная, за взорванные дома!" - кричали. Ладно бы если какие-нибудь бритоголовые, а то ведь люди в возрасте, почти мои ровесники.
На этом неприятности не закончились. После "Норд-Оста" старшеклассники в школьном дворе избили Аслана, а младшему Магомету, чтобы не вступился за брата, заломили руки.
- Жена пошла в милицию, подала заявление. Мага неделю слова молвить не мог, шок был у него. Аслан почти три месяца пролежал с сотрясением мозга. Дело так и не возбудили: мол, мальчишки между собой чего-то не поделили, а национальной розни в этом нет. Детей пришлось перевести в другую школу, но там младший имел неосторожность признаться, что мы верим в Аллаха. За Магометом сразу же закрепилась кличка "Ваххабит".
В сентябре, когда бандиты захватили школу в Беслане, Руслан запретил жене отпускать детей и самой выходить на улицу. Хаджиевы твердо решили вернуться в Дагестан. Жизнь в родной республике, конечно, не сахар, начинать придется с нуля, но там никто не будет называть Магу ваххабитом, Аслана избивать за национальную принадлежность и унижать при четырехлетнем ребенке родителей.
"Скоро мы вас резать будем"
Словно в подтверждение этой истории в Карелии разразился скандал в связи с заявлением главы республики Сергея Катанандова. На совещании с руководителями МВД и УФСБ республики после событий в Беслане губернатор заявил: "Выходцы с Кавказа ведут себя неудовлетворительно. Они не чувствуют угрозы в России, а зря. Терпение России скоро может лопнуть". Чтобы этого не случилось, национальные диаспоры должны "взять под контроль всех своих земляков", приезжающих в Карелию. Эти заявления вызвали возмущение среди "кавказских" национальных диаспор республики.
- Если русский человек совершит какое-нибудь преступление в Краснодарском крае, за него что, будут нести ответственность все русские, которые там живут? - возмущается Магомед Матиев, председатель Общества вайнахской культуры Карелии. Между тем "предсказания" губернатора об усилении антикавказских настроений начали сбываться. По словам председателя Духовного управления мусульман республики Висама Али Бардвила, после бесланской трагедии детей с "неславянской внешностью" начали обижать в школах - явление, неслыханное для Карелии.
Авторитет Путина для "авторитетов"
Мнение представителей криминального мира оказалось солидарным с мнением официальных властей. На днях в центре Екатеринбурга состоялась неформальная встреча уральских бизнесменов, которую в былые времена назвали бы воровской сходкой. На встрече присутствовали депутаты городской думы Александр Хабаров, Александр Куковякин и Александр Вараксин, которых в правоохранительных органах еще недавно связывали с криминальными группировками "Уралмаш" и "Центр". Поводом, по сведениям источника "Известий", послужила новость о том, что московское преступное сообщество, состоящее в основном из воров кавказских национальностей, решило поменять "смотрящего" в Свердловской области, вора в законе Трофу, славянина, на другого, "кавказца". Уральским это не понравилось, и для оправдания своих возражений они использовали даже авторитет президента страны. Например, суть выступления Хабарова сводилась к тому, что враги существующего порядка творят в стране беспредел (Беслан вспомнился одной фразой), и надо сообща противостоять им, как того требует Владимир Путин.
Опубликовано 27 сентября 2004 года