Кандидат в президенты Абхазии Сергей Багапш дал интервью корреспонденту "Кавказского узла". Напомним, что генеральный директор Государственной компании "Черноморэнерго" Сергей Багапш выдвинут кандидатом в президенты политическим блоком ОПД "Единая Абхазия" - "Амцахара". До назначения на должность главного энергетика страны Багапш возглавлял Кабинет министров Абхазии.
- Сергей Васильевич, Ваша предвыборная программа как-то отличается от других?
- Все программы практически одинаковые, потому что во всех отражены одни и те же вопросы. Это - оборона, безопасность, экономика, реформы, и все говорят, что это необходимо делать. В то же самое время в нашей программе другие подходы для решения вышеперечисленных задач. Люди из нашей команды, идущие во власть, много за свою жизнь строили, реформировали, создавали, занимались безопасностью и дисциплиной, поднимали экономику в районах, и они знают, как это делать. А те, кто декларирует это в своих программах, они этим не занимались, они хотят этим заняться. Воплощение в жизнь этих программ зависит от того, насколько сильна будет команда того или иного президента. В этом плане у нас будет профессионально подготовленное руководство, которое будет решать эти вопросы быстро и оперативно.
- Что конкретно Вы намерены предпринять для укрепления обороноспособности нашей страны?
- Вопросы обороноспособности нельзя решить без стабильного экономического положения. Оборона, в первую очередь, это деньги, средства, это приобретение техники, создание оперативного морского флота. Статьи бюджета по обороне необходимо выполнять неукоснительно и в срок. Обязательно нужно повысить заработную плату офицерам, служащим в министерстве обороны. А если не зарабатывать деньги, все это сделать невозможно.
- Какими способами Вы предполагаете осуществить подъем экономики страны?
- Надо, во-первых, определиться: что мы хотим иметь в Абхазии - рыночные отношения или плановое хозяйство. Если строим рыночные отношения, то в Абхазии нужно внедрять рынок, для чего должны работать законы. Рынок не выдерживает беззакония и разгула преступности. Если будут продолжаться похищения людей, то ни одни серьезные инвестиции в нашу республику не пойдут. А инвестиции должны пойти. Через инвестиции в производство пополняется бюджет республики. Инвестиции нужно вкладывать именно в экономику и сельское хозяйство.
- Каким Вам видится будущее Республики Абхазия?
- Будущее Абхазии определено на референдуме, когда народ проголосовал за независимость. За это сложили головы тысячи защитников Апсны. С Грузией, так же как и со многими другими странами, мы можем говорить как два независимых друг от друга государства.
Что касается возвращения беженцев, то Абхазия честно выполнила свои обязательства. В Гальский район возвращено более 60 000 человек. О возвращении беженцев в другие районы речи быть не может, это приведет к новой войне.
- Вы поддерживаете идею ассоциированных отношений с Россией?
- Ассоциированные отношения могут быть между субъектами международного права. Решать вопрос ассоциированного членства Абхазии сложновато... Если это возможно на нынешнем этапе, я считаю, было бы неплохо, хотя это достаточно проблематично. Хочу сказать, что необходимо углублять сотрудничество во всех областях. Необходима интеграция - российской экономики к нам, нашей - в российскую.
- Абхазия заявила о своей независимости. Тем временем большинство ее населения приняло российское гражданство, более 25 тысяч пенсионеров получают российскую пенсию...
- Таких аналогов в мире много. Лихтенштейн, например, независимое государство, но у них швейцарское гражданство, и валюта швейцарская. Это не самая главная проблема. Мы будем строить свое государство, имея и российское гражданство, и абхазское гражданство, тем более что наш закон это позволяет.
- Какова на Ваш взгляд роль России в урегулировании грузино-абхазского конфликта?
- Роль России - стержневая. Урегулирование конфликта зависит от России, потому что именно Россия выполняет здесь миротворческую миссию, благодаря чему в Абхазии на протяжении 11 лет сохраняется мир. Поэтому, желательно, чтобы эта миссия была продолжена. У России, естественно, есть свои интересы в Абхазии, как у любого мощного государства в этом мире. Поэтому - это естественный процесс, и Россия играет главенствующую роль.
Российские миротворцы должны находиться до окончательного разрешения конфликта между Грузией и Абхазией. Более того, они должны осуществлять миротворческую миссию не только на суше, но и на море и в воздухе. Конфликт может начаться не только на суше. Дальше надо нам наращивать свои вооруженные силы. Нам нужно быть готовыми к любым проявлениям агрессии со стороны Грузии.
- Как сделать так, чтобы нормализовалась ситуация на грузино-абхазской границе по реке Ингур, ведь не секрет, что там перемещаются контрабандные грузы как в Грузию, так и в Абхазию.
- Это на самом деле имеет место. Границу нужно закрывать, наводить порядок. Для этого, во-первых, нужны людские ресурсы, во-вторых, соответствующие средства. Без этого эти вопросы решать сложно. Во главу угла нужно ставить экономику республики.
Что касается ситуации на российско-абхазской границе, то благодаря Российской Федерации она улучшилась, намного упрощен пропускной режим. Для наших людей это, конечно, хорошее подспорье - в связи с торговлей, ввозом товаров. Но эту границу нужно больше раскрывать, делать ее прозрачней. Это в первую очередь зависит от нас. Порядок должен быть везде, в том числе на границе. Граница - это лицо государства, а к нам с каждым годом приезжает все больше людей. От того, как встречают на границе людей наши таможенники, пограничники, зависит дальнейшее мнение о нашем государстве.
- Сергей Васильевич, на протяжении почти пяти лет Вы возглавляете ГК "Черноморэнерго". Давно говорят о необходимости восстановления крупнейшей в Закавказье Ингурской ГЭС, расположенной в Гальском районе Абхазии. Что в итоге уже сделано там и что предстоит еще сделать?
- На ИнгурГЭС действительно ведутся ремонтно-восстановительные работы и осуществляются они австрийско-немецкой фирмой "Siemens". В настоящее время проводится ремонт агрегатов. В феврале будет введен в эксплуатацию первый энергоблок. Всего в течение четырех лет планируется восстановление трех блоков. Ремонт производится на высочайшем уровне, по последнему слову техники. Работы идут хорошо, и в перспективе станция заработает, как следует. Что касается перепадных ГЭС, то после президентских выборов, как бы они ни закончились, руководство Абхазии должно говорить с РАО ЕС России и начать реабилитацию трех перепадных ГЭС. Из четырех перепадных на сегодняшний день работает только одна. Остальные нуждаются в восстановлении.
- Что-нибудь изменилось в режиме пользования электроэнергией, вырабатываемой Ингурской ГЭС? Соответствует ли действительности информация о продаже электроэнергии в другие страны, например в Россию?
- Ингурской ГЭС и Абхазия и Грузия пользуются согласно устной договоренности - 40% вырабатываемой электроэнергии потребляет Абхазия, 60% - Грузия. Дальше нужно все это оформлять документально. Что касается продажи, что мы не продавали и не продаем ни одного киловатт часа электроэнергии пока никому, поскольку это сложно. Россия диктует цены, не устраивающие наше правительство, а в Турцию мы не можем, поскольку Турция не заключает с нами никаких договоров.
- Сергей Васильевич, считаете ли Вы предвыборную кампанию честной? И каково Ваше отношение к Раулю Хаджимбе как к кандидату от власти?
- Честной предвыборную кампанию я назвать не могу. Что касается Рауля Хаджимбы, то отношение к нему у меня было хорошим и остается. Другое дело, что власти ведут нечестную предвыборную кампанию. С нашей стороны мы критикуем власти, систему власти. А нас же критикуют и называют всем, чем угодно. Общество делится на "наших" и "ненаших". Мы работаем на объединение, а нас разделили по принципу - кто за Рауля Хаджимба и кто против него. Мы не против Хаджимбы. Мы хотим победить в выборах для того, чтобы произвести в стране качественные реформы. А черный пиар - очень опасная игра, и за ее последствия должны отвечать те, кто этим занимается.