10:42 / 28.10.2004Захват Белого дома

В Черкесске продолжаются поиски пропавших 10-11 октября семерых жителей Карачаево-Черкесии. Официально заявлено, что пропавшие были убиты на даче Али Каитова, зятя президента республики.

Арестованы и дают показания семь человек: три милиционера и три охранника частного охранного предприятия "Афина". Еще пятеро, в том числе и Али Каитов, объявлены в розыск. В Черкесске работают представители Генеральной прокуратуры и МВД РФ.

Из компетентных источников "Новой" стали известны некоторые детали из показаний арестованных. Они рассказали, что депутата Расула Богатырева Али Каитов застрелил лично, оставшихся шестерых убила по его приказу охрана. По словам арестованных, убитых загрузили в те же машины, на которых они приехали, и увезли. Куда - знают те, кто объявлен в розыск.

Между тем развитие ситуации показывает: власти не ведут самостоятельное расследование, а вынуждены постепенно сдавать позиции под натиском разъяренных родственников.

Хронология событий недели выглядит следующим образом. В понедельник в Черкесске убит вице-премьер Ансар Тебуев. В связи с его смертью всплывает недельной давности факт исчезновения семерых молодых людей из влиятельных карачаевских фамилий. Молва упорно связывает событие с перестрелкой на даче зятя президента. Власти хранят молчание.

Во вторник республика прощается с Ансаром Тебуевым. Одновременно с траурным митингом на главной площади начинается другой - несанкционированный. Сотни людей выходят с требованием немедленного и объективного расследования дела об исчезнувшей группе. Митинг продолжается весь день. Люди не верят обещаниям и отказываются уйти с площади. Министр внутренних дел КЧР Александр Обухов в ответ на требование родственников провести обыск на даче зятя президента заявляет: "Найдите мне хоть одну гильзу - и я сделаю все возможное!". Министр на Кавказе недавно, он еще не знает, что значит здесь Слово.

Этим же вечером около трехсот человек сносят охрану и прорываются на территорию дачи Али Каитова. Родственники ищут улики. И находят.

Фатима Богатырева, сестра пропавшего депутата Расула Богатырева, рассказывает: "Али был настолько уверен в своей безнаказанности, что даже не попытался основательно замести следы! Везде на тротуарах пятна крови, следы от контрольных выстрелов, автоматные и пистолетные гильзы".

Обнаружив улики, родственники приглашают на место следственную группу прокуратуры республики, чтобы все было зафиксировано.

Утро среды оказывается тревожным для обитателей Белого дома в Черкесске. Люди с площади решают, что их никто не услышит, никто не начнет расследование, пока они не захватят Дом правительства. Около 11 дня люди врываются в здание. Часть занимает зал заседаний парламента, другая - кабинет президента.

"Президент Батдыев испугался и покинул свой кабинет второпях. На полу валялась связка ключей, которую он уронил, когда убегал. Да любой бы на его месте испугался, - рассказывает одна из захватчиц Белого дома. - Мы узнали, где находится телефон правительственной связи, хотели сами поговорить с Москвой, чтобы помогли, вмешались. Звонили по президентскому списку. Смогли поговорить только с заместителем Аслаханова. Он обещал все передать".

Айшат Джанкезова - мать одного из пропавших. Именно она разговаривала по президентскому телефону, но рассказывать что-либо отказывается: "Главный криминальный авторитет в нашей республике - президент. Все другие - его пешки, в том числе и Али. Остальное - детали, главное это. Но вы же этого не напишете. Все газеты купленные".

Белый дом остается в руках родственников до полуночи. Все это время люди требуют встречи с президентом. Во второй половине дня к собравшимся выходит муфтий Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил-Хаджи Бердиев: "Я приведу к вам президента, если вы откажетесь от требований о его отставке". Но люди не внемлют увещеваниям мусульманского лидера. Поздно вечером в Черкесск прибывает полпред президента России Дмитрий Козак.

"Встреча полпреда с людьми была проведена очень грамотно. Услышав требования отставки президента, Козак попросил вначале дать слово матерям пропавших молодых людей. Затем долго и терпеливо выслушивал рассказ каждой матери. А после того как люди выпустили пар, было уже несложно убедить их в том, что политика тут ни при чем, президента трогать не нужно, а нужно найти тела пропавших и наказать убийц", - рассказал "Новой" один из участников встречи с Козаком.

Полпред президента обещает, что расследование будет оперативным и объективным. После беседы с Козаком к родственникам явился президент республики Мустафа Батдыев. Он подавлен, просит прощения и обещает содействовать расследованию.

Впервые за десять дней людей удалось успокоить, они расходятся по домам. Площадь пустеет. На ночном заседании парламент КЧР требует отставки силовиков: начальников ФСБ, прокуратуры и МВД.

В четверг появляется сообщение о первых арестах. Отменяется назначенный на пятницу съезд карачаевского народа. В этот же день Мустафа Батдыев собирает пресс-конференцию, чтобы заявить о разводе дочери с Каитовым.

Площадь Ленина в Черкесске перед Белым домом пуста. Теперь родственники разделились на группы. Несколько десятков собирается в сквере рядом с площадью, другая группа дежурит около дачи - здесь продолжают искать улики.

При мне начинают раскапывать свежую насыпь, прикрытую листьями. На глубине нескольких сантиметров достают тротуарную плитку со следами пороха и кровавыми разводами. Раздается дикий женский крик. Кто-то просит вызвать "скорую". Мужчины прекращают копать. Все боятся увидеть то, что может оказаться в яме. Айшат Джанкезову отправляют в прокуратуру за следственной группой.

В этот момент крики раздаются уже со стороны въезда на дачу. В сточной канаве под решетками мужчины обнаруживают несколько автоматных пуль и осколки тонированного стекла автомобиля. "Это от джипа Расула, я точно знаю", - говорит кто-то.

Друзья и родственники выглядят смертельно уставшими: они уже две недели ищут своих.

"Мы обшарили каждый сантиметр на берегу Кубани и в окрестностях дачи, - рассказывает Мухтар Кочкаров, зять Расула Богатырева. - Вчера ночью прошел слух, что видели какие-то машины на заброшенных дачах в Усть-Джегуте. Ведь наши ребята были на трех машинах: две "десятки" и джип BMW. Все помчались в Джегуту. Обыскали всю округу - ничего не нашли. Версия у всех одна, самая страшная - топки цементного завода. С тех пор, как Али Каитов стал генеральным директором "Кавказ-цемента", это место в народе называют крематорием. Я уверен: власти знают, где тела, но тянут время, ждут, что страсти улягутся и можно будет, как обычно, все спустить на тормозах. Но в этот раз их действия только разжигают народный гнев".

О том, что спустить на тормозах не получится, говорят и в сквере рядом с площадью. Светлана Герюгова, мама одного из пропавших, говорит, что ее род - это треть карачаевского народа, а вместе с родственниками и близкими всех семерых они могут поднять народ.

"Мой отец умер сразу, как только ему сообщили страшную новость о внуке, - говорит Светлана. - Я не могу, как положено по традиции, оплакать его, потому что ищу сына. Мы этого так не оставим! Они добьются того, что встанет весь народ".

"Здесь круговая порука. Если президент - мафиози, то и вся система такая. И пока они у власти, нам наших детей не вернут, - отец пропавшего Узденова плачет. - Мне терять нечего... Они убили моего единственного сына, как на бойне уничтожили..."

Открыто комментировать события в Карачаево-Черкесии не рискует ни один чиновник. Из неофициальной беседы "Новой" стало известно, что в республику стянуты силы безопасности из всех соседних регионов. Об отставке силовиков говорят с оттенком вероятности. В республике считают, что Кремль не заинтересован в уходе президента КЧР: закон о назначении губернаторов президентом РФ еще не имеет силы, а допустить выборы в кипящей гневом республике - значит подлить масла в огонь.

Фатима Тлисова

Опубликовано 25 октября 2004 года

Автор: