Сегодня в Независимом пресс-центре (Москва) состоялась пресс-конференция "Забытые люди: социальные и гуманитарные аспекты последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года". Члены Правозащитного центра "Мемориал" находятся в Ингушетии с 1992 года. Тогда осетино-ингушский конфликт только начинался и, по мнению исполнительного директора центра Татьяны Касаткиной, "казалось, что люди не смогут прожить в такой обстановке и условиях больше месяца". Однако по-прежнему в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания проживают ингушские семьи. Там, по самым скромным подсчетам, находятся около 15000 ингушей (по данным Спецпредставительства Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта - 21 600 человек). 1235 из них поселены в городок перемещенных лиц Майский, который расположен на границе с Ингушетией и был создан в 1994 году по распоряжению тогдашнего президента Ингушетии Руслана Аушева. Поселок Майский правозащитники называют Богом забытым уголком: "нет никакого внимания со стороны властей, не поступает гуманитарная помощь".
Поэтому правозащитники из "Мемориала" провели свои исследования, результаты которых огласили на прошедшей пресс-конференции. По их данным, на 1 декабря 2004 года в городке Майский в Пригородном районе Северной Осетии проживают 236 семей: 1235 человек из 15 населенных пунктов Северной Осетии. Из них - 584 дети: 387 школьников и 197 детей дошкольного возраста. В Майском проживают 66 полусирот, 11 круглых сирот, 11 одиноких и 62 пожилых человека. Живут в деревянных и железных вагончиках, многие их которых расположены прямо под проводами высоковольтной линии электроснабжения. Условия для жизни - минимальные: частые отключения электричества, воды и газа. За десять лет вокруг поселка образовалась спонтанная свалка, поскольку нет баков, и мусор не вывозится. Это значительно усугубляет общее состояние антисанитарии. Нет ни бани, ни школы, ни медпункта, ни пищеблоков.
Сотрудники "Мемориала" собрали данные о состоянии здоровья жителей Майского, ингушей. Острые респираторные заболевания, ангина, туберкулез, мигрень, выпадение волос и ухудшающееся зрение, воспалительные заболевания - самые распространенные недуги. Люди не обращаются к врачам в течение многих лет, так как нет денег ни на диагностику, ни на лекарства - 98% живут за крайней чертой бедности и источником дохода являются пособия и пенсия. Единственную помощь городку предоставляют власти Ингушетии - раз в год 10 кг муки и 10 кг сахарного песка.
Пригородный район Северной Осетии часто упоминается в прессе, как очаг осетино-ингушского конфликта. Однако, по мнению представителя отделения Правозащитного центра "Мемориал" в Ингушетии Екатерины Сокирянской, там нет массовых столкновений. "Отношения между осетинами и ингушами, безусловно, напряжены, но ни о каком вооруженном конфликте не может быть речи", - заявила Е.Сокирянская.
"В прессе пишут о том, что среди осетин распространено мнение о том, что все народы посочувствовали им после трагедии в Беслане, кроме ингушей. Это мнение некие журналисты формируют на основе общения с двумя-тремя таксистами. Я была в Ингушетии, когда случился теракт в Беслане, и видела, как на улицах плакали люди", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Екатерина Сокирянская.