Комитет Госдумы по безопасности сегодня рекомендовал палате провести первое чтение законопроекта "О противодействии терроризму" 17 декабря. Авторами законопроекта являются спикер Госдумы Борис Грызлов, глава комитета по безопасности Владимир Васильев, члены этого комитета Анатолий Куликов, Михаил Гришанков и другие депутаты, а также пять членов Совета Федерации, сообщает "Интерфакс".
А.Куликов, подробно остановившийся на основных положениях проекта, отметил, что впервые терроризм трактуется, как "явление политическое". Он также подчеркнул, что закон прописывает правовой механизм, позволяющий привлекать вооруженные силы к участию в контртеррористических операциях с использованием оружия и техники. Одной из основных новаций законопроекта является установление трех правовых режимов - террористической опасности, контртеррористической операции и чрезвычайного положения. Как сказал А.Куликов, впервые создается механизм структуры, которая возьмет на себя всю ответственность за проведение контртеррористической операции, - это федеральная антитеррористическая комиссия, возглавляемая премьер-министром России. Аналогичные комиссии в случае необходимости формируются и на уровне субъектов РФ во главе с руководителем высшего органа исполнительной власти этого субъекта.
В то же время при обсуждении законопроекта некоторые члены комитета высказывали замечания не только по отдельным предложениям, но и по представленной концепции законопроекта о противодействии терроризму. В частности, Виктор Илюхин (фракция КПРФ) сказал, что вряд ли целесообразно возлагать руководство федеральной антитеррористической комиссией на премьер-министра. "Только президент может вводить режим террористической опасности", - заявил он, отметив, что, в соответствии с проектом закона, такая прерогатива отдается именно главе федеральной антитеррористической комиссии. С ним согласился Николай Павлов (фракция "Родина"), который счел неправильным то, что целый ряд значительных функций, закрепленных сегодня за президентом РФ, в случаях установления режима террористической опасности передается главе правительства.
Михаил Маргелов (фракция "Родина"), в свою очередь, обратил внимание на нормы законопроекта, регламентирующие деятельность СМИ в условиях проведения контртеррористической операции, а также в условиях объявления режима террористической опасности. В частности, полагает депутат, закон можно будет трактовать слишком широко, что создаст препятствия для выполнения представителями СМИ их обязанностей. Поэтому, предложил М.Маргелов, нужно уточнить ряд норм, касающихся деятельности СМИ.
Авторы законопроекта "О противодействии терроризму" согласны с тем, что их законодательная инициатива в какой-то мере ограничивает права и свободы граждан в условиях объявления режима террористической опасности, равно как и контртеррористической операции. "Что мы выбираем - право на свободу или право на безопасность. Если выбирать из двух перечисленных, наверное, каждый из нас выберет безопасность", - заявил Анатолий Куликов. В то же время он выразил надежду на то, что применение закона на практике после его принятия не даст повода для каких-либо злоупотреблений.
По его словам, значительная часть законопроекта посвящена регламентации деятельности СМИ в условиях контртеррористической операции. Одну из основных целей будущего закона А.Куликов определил как "не допустить террористов к СМИ". Как сказал замглавы комитета, что террористы рассчитывают именно на информационную поддержку их акций, и "как раз этого мы не должны допустить". А.Куликов также отметил, что законопроект четко прописывает механизм работы представителей СМИ в условиях проведения контртеррористической операции и, в частности, предполагает, что журналисты смогут получать информацию только от руководителя оперативного штаба по проведению контртеррористической операции, либо от того, кто им будет назначен. "Получать информацию можно будет только от тех, кто вправе давать информацию; если же вы ее получили от других лиц, вы не вправе ее распространять до окончания операции", - предупредил работников СМИ А.Куликов. Что касается интервью на месте событий, то, сказал он, ограничение распространяется и на этот жанр. "Интервью могут в условиях операции давать только те, кому это позволено", - подчеркнул замглавы комитета.
В свою очередь другой участник пресс-конференции, член комитета по безопасности Аркадий Баскаев отметил, что законопроект "О противодействии терроризму" в значительной мере базируется на печальном опыте трагедии в Беслане.