Вчера, 28 декабря, в Доме культуры Беслана состоялась встреча эксперта комиссии по правам человека Северной Осетии Виталия Кудзаева с родителями детей, выехавшими в Санкт-Петербург на дальнейшее обучение. "Ребятам предоставили в Питере школы, образование на льготных основаниях. Но расходы на питание, проезд ложатся на плечи родителей. И сейчас поднимается вопрос о том, что они не в состоянии туда перечислять такие суммы", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Виталий Кудзаев.
Из Северной Осетии в Санкт-Петербург 10 декабря вылетела первая группа старшеклассников, состоящая из 25 человек. Там бывшие ученики школы N1 Беслана, пострадавшие в результате теракта, будут продолжать образование в рамках соглашения между законодательным собранием Ленинградской области и правительством Северной Осетии. Инициатором поездки выступила администрация Санкт-Петербурга, оплатив детям проезд, проживание, обучение, также предоставив последующее поступление на льготных основаниях.
"Пока со стороны правительства Северной Осетии нет никакой помощи, - говорит Лариса Дзусова, поехавшая с ребятами в Санкт-Петербург в качестве воспитателя. - В Питере им предоставили все условия, и отношение к ним отличное. Но вопрос питания мы изначально не оговорили, и, как выяснилось, мы не можем обеспечить этим детей".
Из сметы затрат на обучение и проживание в Санкт-Петербурге учащихся 11 класса из Беслана следует, что в среднем на суточное питание одного ребенка необходимо 200 рублей. "Мы не можем тянуть 6000 рублей в месяц", - сетует мать одного из школьников Людмила Мисикова. - Когда мы обратились к Дзасохову (президент Северной Осетии - прим. КУ), он обещал нам скинуть половину суммы, сказал, что остальное как-нибудь изыщем. Но два дня назад Татьяна Чшиева (зам. министра образования Осетии - прим. КУ) позвонила и все опровергла. Она в грубой форме заявила: "У вас какие-то проблемы? Раз не можете обеспечить, отказались бы от поездки".
На собрании говорилось о существовании списка детей, которые должны были поехать в качестве пострадавших от террористического акта, составленного представителями правящих кругов Северной Осетии.
"Изначально местные власти нас отговаривали от отправки детей, - сказала мать одного из уехавших ребят Ангелина Дзуцева. - Ливицкая (министр образования Северной Осетии - прим. КУ) говорила нам о том, что наши дети не потянут питерского образования, что там слишком сыро, и зачем это нам надо, уговаривала нас отложить поездку до лучших времен. А как потом выяснилось, у них были списки "своих детей", которых должны были отправить как жертв террористического акта вместо наших. Этот список был и у Фриева (председатель осетинской диаспоры в Санкт-Петербурге - прим. КУ), который был этим возмущен и, бросив список на стол, он сказал, что здесь совсем другие дети".
Лариса Дзусова сказала: "Сейчас говорят, что никакого списка не было, его аннулировали, когда мы вопреки всем отправили детей. А за час до того, как мы с ребятами должны были вылететь в Санкт-Петербург, к нам на борт самолета поднялась Ливицкая и сказала: "Все-таки вы своего добились, но вы там не доучитесь".
"Лицо Северной Осетии ваши дети не сделают", - цитирует Людмила Мисикова слова Станислава Тотрова, зам.министра образования Северной Осетии.
На собрании родители уехавших школьников сообщили о том, что к ним с правительства Северной Осетии поступали предложения "продать" места уезжающих в Санкт-Петербург. "Нам предлагали по 5000 долларов за место каждого ребенка, нам просто надо было отказаться от поездки", - сказали корреспонденту "Кавказского узла" присутствующие на встрече родители.
На встрече родителями детей из Беслана, выехавших в Санкт-Петербург, было написано заявление на имя председателя Комиссии по правам человека Северной Осетии Юрия Сидакова, где родители просят помочь в разрешении вопроса, возникшего в связи с тем, что они не в состоянии обеспечить финансирование питания детей. "Наши обращения в адрес президента и правительства Республики Северная Осетия остались без ответа", - сказано в заявлении.