25 января в Парламентской ассамблее Совета Европы прошли слушания доклада по Нагорному Карабаху, подготовленный Тэрри Дэвисом (избранным впоследствии генсеком ПАСЕ) и дополненный британским депутатом Дэвидом Аткинсоном. В докладе содержатся относящиеся к Нагорному Карабаху формулировки "оккупация карабахского региона" и "сепаратисты". Поправки европарламентариев из Армении в отношении этих формулировок не были приняты.
Положения, содержащиеся в докладе Аткинсона, прокомментировал в эксклюзивном интервью корреспонденту "Кавказского узла" секретарь Совета безопасности Нагорного Карабаха Карен Бабурян.
В 1994 году Карен Бабурян, бывший тогда председателем Верховного Совета Нагорного Карабаха, в составе официальной карабахской делегации по приглашению Генсека Совета Европы принимал участие в работе комиссии СЕ по связям со странами, не являющими членами СЕ. В работе комиссии участвовал также депутат ПАСЕ Дэвид Аткинсон.
- Господин Бабурян, как вы оцениваете доклад Дэвида Аткинсона по карабахской проблеме?
- К сожалению, мы не располагаем оригиналом документа. Господин Аткинсон игнорировал элементарную политическую корректность, подготовив доклад по столь сложной проблеме, не побывав в регионе и не вняв нашим доводам. Настолько, что мы до сих пор не получили текст документа.
- В интервью "Би-Би-Си" Аткинсон сделал заявление о том, что поскольку очевидно, что Азербайджан не примет идеи самоопределения Нагорного Карабаха, Европа не может применить этот принцип к карабахскому конфликту. Как Вы прокомментируете это заявление?
- Я не думаю, что господин Аткинсон высказался именно так. В противном случае получается, что каждодневно принимающая в свой состав "отколовшиеся" государства Европа противоречит сама себе. Что касается Азербайджана, то я ожидал и ожидаю, что первым независимость Карабаха признает именно Азербайджан. Ведь заявлял же Ильхам Алиев, что готов признать независимость Северного Кипра.
- В докладе Аткинсона есть пункт о возможности введения в зону карабахского конфликта "международной полиции". Насколько вероятно, что, проснувшись однажды утром, карабахцы обнаружат на своих границах иностранные войска?
- Судя по опубликованным в Интернете текстам документа, в докладе действительно упоминается о каких-то разделительных силах. Однако, хочу заметить, что любое размещение сил на территориях, контролируемых Карабахом, предполагает в первую очередь диалог с властями НКР. Потому смею заверить, что любой документ, принимаемый по Нагорному Карабаху, в обсуждении которого не участвовали законно избранные власти республики, невыполним и является изначально мертворожденным. К примеру, на днях ожидается визит в регион группы ОБСЕ по мониторингу заселенных территорий. Как и какими путями группа собирала бы факты без содействия властей Нагорного Карабаха?
Конечно, Совет Европы может по каким-то вопросам обязать Армению и Азербайджан, являющихся членами СЕ. Однако в вопросе самоопределения НК основным игроком может быть сам Нагорный Карабах, а никак не Армения. В этой связи мне непонятна позиция ПАСЕ, призванной по сути бороться с нарушениями прав человека в любом регионе мира. Я имею в виду содержащиеся в докладе формулировки типа "сепаратисты", которые оскорбляют наш народ, путем референдума высказавшийся за отделение от Азербайджана. Мне непонятно также игнорирование Ассамблеей поправки, касающейся администрации Нагорного Карабаха. Ибо любой территорией должны управлять демократично избранные народом власти.
- Доклад содержит также тезис о возможности решения карабахского конфликта в международном суде. Как вы относитесь к тому, что в качестве возможных истцов отмечаются Армения и Азербайджан?
- Есть международно-правовые нормы, касающиеся права войны. Я не думаю, что вопрос Карабаха в международном суде должны решать Армения и Азербайджан. Карабах - не вещь, которой могут обладать. Карабах - основанное на волеизъявлении большинства населения, де-факто существующее государство. Мы вправе сами обратиться в международный суд или любой орган по установлению фактов и доказать, что контролируемые нами территории - это результат развязанной Азербайджаном войны и политики истребления населения. Создание зоны безопасности было единственным условием сохранения жизни людей. Мы готовы доказать свою правомочность владения этими территориями, однако не идем на такие шаги во имя скорейшего урегулирования конфликта.
- Представители "азербайджанской общины Карабаха" заявили, что готовы выполнять требования ПА Совета Европы и установить контакты с "армянской общиной Нагорного Карабаха". Готовы ли власти Карабаха к контактам?
- Считаю несерьезным общение с таких позиций. Полагаю, что в таком случае следовало бы установить контакты и с армянскими общинами Геташена, Гянджи, Шаумяна.
Хотя, мы никогда не отказывались от общения с нашими гражданами азербайджанской национальности и готовы и в дальнейшем гарантировать защиту их прав - как только определится статус Нагорного Карабаха.