19:21 / 18.01.2005"Железные жалюзи" России

Меры, принимаемые руководством России якобы для борьбы с международным терроризмом, почти окончательно "возвращают" страну во времена пресловутого "железного занавеса".

Принятый в начале января Госдумой РФ в первом чтении проект закона, изменяющий порядок въезда иностранцев в Россию и выезда из нее, дополняет перечень оснований для аннулирования иностранцам российской визы, отказа в ее получении, а также сокращения срока пребывания в России.

Помимо нескольких достаточно разумных видов отказа (наркоманам, больным и т.д.), у государства появляется возможность отказа в визе или ее аннулирования для лиц, совершивших "действия неуважительного характера по отношению к федеральным органам госвласти и госсимволам России, либо к исторически сложившимся и общепризнанным в России ценностям". Кроме того, виза может быть аннулирована у лиц, "нанесших государству значительный материальный ущерб", и действия которых повлекли "урон международного престижа страны".

В Думе принятие этого законопроекта объясняют необходимостью поднятия престижа России в глазах иностранных граждан. Иными словами, если иностранцы почувствуют, как тяжело въехать в Россию, то сразу проникнутся к ней уважением.

На деле же поправки к закону, позволяющие более жестко регулировать порядок въезда иностранцев в Россию и выезда из нее, вслед за принятием еще в декабре этим же органом Закона о режиме террористической опасности, позволят в случае необходимости блокировать нежелательный исход из страны любой информации.

То есть, этот Закон станет дополнением к Закону о введении режима террористической опасности (РТО). Вкупе они необходимы для создания полной информационной блокады вокруг какого-либо события в России, огласки которого власти не желают.

Ведь, если отсечь наркоманов, инфекционных больных и людей с просроченным паспортом и без справки, что они прошли ВИЧ-проверку, то основным контингентом, который может быть лишен права на въезд в Россию на ныне совершенно законных основаниях, станут журналисты.

Отказ же во въезде в страну иностранным корреспондентам позволит заткнуть те бреши в информационной блокаде, которые останутся после объявления РТО.

Напомним, согласно законодательству, режим террористической опасности может быть объявлен на весьма туманных основаниях, вплоть до элементарных оперативных данных милиции, на срок до 2 месяцев. Но при этом его требования весьма жестоки, даже по сравнению, с режимами "чрезвычайное положение" и "контртеррористическая операция" - усиление охраны особо важных объектов, прослушка телефонных переговоров без санкции суда, запрет на проведение массовых мероприятий и ограничение на перемещения людей.

Но самое главное в РТО - ограничения для СМИ. При введении подобного режима всю информацию о терактах журналисты смогут получать и публиковать только с разрешения руководства контртеррористической операции.

Таким образом, если бы этот Закон существовал и был бы введен в России 1 сентября прошлого года, то, возможно, никто в России и не узнал бы о захвате школы в Беслане. Кроме, разумеется, тех людей, которые бы читали инопрессу и слушали "вражеское" радио.

"То есть, если введение РТО позволит перекрывать национальные источники информации, то у террористов останется лазейка в виде журналистов-иностранцев, на которых не распространяются российские законы и которые, значит, будут информировать своих читателей, не согласуясь с инструкциями спецслужб. Значит, необходимо заблокировать этих иностранцев, заранее выявив из их числа особенно неблагонадежных" - видимо, именно так рассуждали разработчики нового Закона о порядке въезда иностранцев в Россию.

У этого метода борьбы с терроризмом есть одно слабое место. Он основывается на предпосылке, что главная цель террористов - реклама своих намерений и целей. То есть, чем больше внимания прессы к теракту, тем больше внимания она уделяет и требованиям террористов, которые получают, таким образом, как бы "площадку" для распространения своих идей. Разработчики этого "метода борьбы с террором", видимо, полагают, что если теракты не будут освещаться в прессе, то для террористов их проведение потеряет всякую привлекательность и взамен они займутся чем-то общественно-полезным.

В данном случае необязательно быть психологом, чтобы понять следующее: террорист - это человек, бросающий вызов обществу. Только для того, чтобы доказать ошибочность действия властей по введению информационной блокады, он совершит теракт еще и еще раз. В конце концов, если пресса будет молчать об этом, может быть он и прекратит свои акции, но пострадавших при этом людей уже не воскресишь.

Фактически авторы этих законопроектов слепо скопировали опыт введения режима террористической опасности в США с его пятью степенями опасности. А в качестве некоего образца теракта взяли "Норд-Ост" и "Беслан" - акции массового - "рекламного" - террора. При этом почему-то не было учтено, что существует и иной вид террора - "точечный". Его суть в уничтожении отдельных знаковых фигур во власти. Точечный террор действенен не менее массового и методами информационной блокады его не устранишь.

Но зато немалое беспокойство внушает появляющаяся у спецслужб в случае принятия этих законов широта полномочий. Власти необходимость подобных мер объясняют интересами безопасности заложников и их освободителей. С другой же стороны, если у служб, проводящих операцию по спасению заложников, будет отсутствовать общественный контроль в виде тех же СМИ, то нет гарантии, что их действия останутся в рамках, безопасных для этого общества.

Конечно, введение "антитеррористических законов" не сможет сразу создать "железный занавес" вокруг России. В конце концов, ведь практически все россияне могут пока спокойно выезжать за пределы страны. Но предпосылки к этому уже имеются. А значит, мы внутри "железных жалюзей".

Дополнительно

Почти год назад в передовице первого номера "Чеченского общества" за 2004-й год мы писали о том, насколько сегодня связаны два понятия: "будущее" и "террор". Подводя нерадостные итоги ушедшего года, мы можем сказать - все написанное сбылось. И что еще более печально: может быть повторено слово в слово и сегодня.

"...Что бы мы не делали и как бы с этим не боролись, стоит признать: терроризм прочно входит в нашу жизнь. Сегодня мы только слушаем сообщения о терактах в выпусках новостей, завтра - взрывы зазвучат под окнами во многих городах мира.

Мы можем закрывать глаза на подобные перспективы, считая, что боремся со злом и искореняем его. Но оно неизбежно. Терроризм - война будущего. В условиях создавшегося однополярного мира системе смогут противостоять лишь одиночки - будь то люди, движения или даже целые государства. Их тактика - не борьба на равных, так как они неодинаковы по своей силе, а только лишь партизанские действия... Система давит одиночек. Они же могут лишь огрызаться, не ограничивая себя в выборе средств и методов ведения войны.

...А какие войны получат распространение в условиях нового времени, мы уже выяснили выше - террористические. Вот и получается, что стоим мы на пороге действительно новой эры, где не будет мира и спокойствия. Где новыми героями станут террористы и массовые убийцы - Усама бен Ладен и Данила Багров. Только убивать они будут не во имя какой-то религиозной цели или национальной идеи. Убийство станет функцией их организма и будет таким же естественным как дыхание. Сегодня мы присутствуем при рождении таких монстров. Они может быть еще не проявили себя, но вскоре появятся и заявят во весь голос, как бы мы не "боролись" с ними и с уродливым явлением, их породившим.

А Чечня - вольно или невольно - вновь становится одним из пионеров этого "движения". Своеобразным полигоном, где отрабатываются модели нашего террористического будущего. Правда, неизвестно в чем тут причина - то ли Кавказ, считающийся колыбелью человечества, заставляет своих сынов острее чувствовать новые веяния, то ли ментальность у нас такая. Но то, что хорошего в этом мало, все жители Чечни убедились на себе. Мы снова зачинатели и снова шишки валятся на нас".

Тимур Алиев

Опубликовано 18 января 2005 года

Автор: