22:04 / 21.01.2005Правозащитный центр "Мемориал" обеспокоен похищением сотрудника Международной Хельсинской федерации

Правозащитный центр "Мемориал" опубликовал заявление, посвящению в Чечне юриста, эксперта Международной Хельсинской федерации Махмута Магомадова. Ниже приводим его полный текст.

"20 января 2005 года около 18.30, в г. Грозный из многоэтажного дома рядом с заводом "Электроприбор" неизвестными людьми в камуфляжной форме увезен в неизвестном направлении Махмут Джапарович Магомадов, 1954 г. р.

Он является уроженцем с. Побединское (15 молочного совхоза) Грозненского (сельского) района. Вместе с семьей проживает постоянно по адресу: г. Грозный, ул. Горняков, 2/а, квартира 48. У него четверо детей. Во время похищения вместе с ним находились 4-летняя дочь, Иман, и жена, Альбика Шабазова, с 6-месячным сыном Арбало на руках.

Совершив обряд жертвоприношения, Махмут Магомадов решил отвезти мясо жертвенного животного Абубакару Амирову, который после убийства военными беременной жены (это преступление детально описано правозащитными организациями и, в частности, ПЦ "Мемориал"), один воспитывал своих детей. Он поехал к нему на собственной автомашине марки "ВАЗ 2107" (государственный регистрационный знак 702 07/rus). По дороге за ними неотступно следовала другая автомашина - "Жигули" десятой модели стального цвета. Альбика Шабазова говорит, что заметила ее, но особого внимания этому факту не придала.

Остановившись у дома Абубакара Амирова, Махмут Магомадов взял за руку свою дочку и поднялся на второй этаж. В это время, его жена вместе с грудным ребенком оставались в салоне автомашины. Буквально через несколько минут к дому на большой скорости подъехали несколько легковых автомобилей: "Нива", ВАЗ-2110 (цифровая часть регистрационного знака: 863) и ВАЗ-21099, соответственно, стального и вишневого цветов, ВАЗ-2107 (008 95/rus) белого цвета и ГАЗ-31029. Из них выбежали неизвестные люди без масок, вооруженные стрелковым оружием и говорившие по-чеченски. Предположительно, они являлись сотрудниками местных силовых структур, подконтрольных Рамзану Кадырову (т.н. "кадыровцы").

Альбика Шабазова вышла из салона машины и направилась к дому, в котором находился ее муж, но была остановлена вооруженными людьми. Один из них обратился к ней с вопросом: "Где хозяин машины?" Сообщив, что хозяин машины ее муж, и что он пошел отдать мясо жертвенного животного, она, в свою очередь, попыталась получить информацию о происходящем. Однако все вопросы женщины были пресечены фразой: "У нас с ним свои разборки!".

Вооруженные люди окружили дом и через некоторое время оттуда выволокли (это слово подчеркивает А. Шабазова) Махмута Магомадова и цеплявшуюся за него плачущую Иман. Девочка была необута.

Альбика Шабазова бросилась к дочери и мужу, но вооруженные люди оттолкнули ее. Они потребовали от захваченного человека успокоить жену. Бросив в их сторону ключи от автомобиля, Махмут Магомадов попросил не трогать членов своей семьи.

Его насильно усадили в автомобиль ГАЗ-31029 и повезли в сторону центра г. Грозный.

В 1981 году Махмут Джапарович Магомадов окончил Свердловский юридический институт. Более десяти лет он проработал в органах внутренних дел за пределами тогда еще Чечено-Ингушской Автономной Республики. В частности, являлся следователем милиции в г. Донской Тульской области. На родину он вернулся только в 1992 году. Политикой не занимался, в боевых действиях не участвовал. Всегда подчеркивал, что его главная задача - борьба с преступностью. Именно поэтому в период первой чеченской войны (с 1994 по 1996 г.г.) он согласился работать в прокуратуре и налоговой службе администрации Чечни, возглавляемой сначала Саламбеком Хаджиевым, затем Доку Завгаевым.

После заключения Хасавюртовских соглашений он не стал уезжать из республики. Новые власти, испытывавшие недостаток в специалистах, предложили ему работу в прокуратуре. Через некоторое время он возглавил особую бригаду по борьбе с похищениями людей. На счету возглавляемого им коллектива сотни освобожденных людей, десятки расследованных и переданных в суд дел, множество представших перед правосудием преступников.

С начала второй чеченской войны Махмут Магомадов наладил сотрудничество с правозащитными организациями. Он работал юристом в "Чеченском комитете национального спасения", а с недавнего времени является экспертом Международной Хельсинской Федерации по Северному Кавказу. Ему не раз доводилось выезжать за рубеж. Был задействован в различных правозащитных мероприятиях и встречах. В декабре 2004 г., например, его пригласили на Всероссийский гражданский форум. Он принял в его работе активное участие.

Родственники Махмута Джапаровича Магомадова, друзья и коллеги выражают опасения за его жизнь и здоровье. Они просят у всех, кто может помочь, содействовать в быстрейшем освобождении этого человека".

Автор:Кавказский Узел