Спустя три дня после того, как представители правоохранительных органов официально признали, что среди идентифицированных трупов боевиков, уничтоженных в ходе спецоперации 15 января в Махачкале, нет тела лидера диверсионной группы "Дженнет" Расула Макашарипова (Муслима), он сам объявился в Интернете на сайте чеченских сепаратистов. И, несмотря на отсутствие доказательств, что это не мистификация, вполне очевидно: пропагандисты Мовлади Удугова одержали очередную победу на информационном фронте, сполна воспользовавшись проколом российских силовиков. В ответ милиция провела "заранее спланированную" крупномасштабную операцию в трех республиках Северного Кавказа. Правда, задержать боевиков в ходе профилактического рейда не удалось.
Главаря террористов перепутали с братом
Виртуальный Муслим
Напомним: на прошлой неделе начальник УФСБ России по Дагестану Николай Грязнов объявил, что среди пяти трупов боевиков, обнаруженных под развалинами разрушенного в ходе многочасового штурма дома в Махачкале, опознан "пресловутый эмир дагестанского джамаата Расул Макашарипов по прозвищу Муслим". Однако вскоре просочились сведения, что выводы, основанные на визуальном осмотре, оказались преждевременными - за Муслима приняли его двоюродного брата Ахмеда Османова, имеющего с Макашариповым внешнее сходство.
Лишь после этого на пресс-конференции силовики были вынуждены признать свою ошибку. "Это результат того, что вы очень настоятельно требуете конкретизации той или иной информации, еще не до конца проверенной, не до конца достоверной, - заявил секретарь дагестанского совбеза Ахмеднаби Магдигаджиев. - Поэтому по вашему настоянию прозвучало вот это". В интересах следствия, объявил первый зампрокурора республики Магомед Абдулхаликов, представители правоохранительных органов не будут называть никакие фамилии до получения результатов экспертиз. "Слишком много разговоров возникло вокруг Макашарипова, - объяснил свою позицию Абдулхаликов, - но ни один человек вам еще не сказал, что его там нет. Мы сами все озвучим, когда придет время". Время пришло буквально на следующий день. Выяснилось, что помимо Османова (уроженца села Нижние Саситли Хасавюртовского района, отсидевшего срок за грабеж), опознаны также трупы 32-летнего жителя Махачкалы Шамиля Джамалудинова, судимого ранее за хулиганство, и 24-летнего уроженца дагестанской столицы Шамиля Курамагомедова, судимого по статье о массовых беспорядках. В субботу начальник следственного отдела следственного управления прокуратуры Дагестана Абдурахман Алиев добавил, что "труп четвертого уничтоженного боевика ни по каким признакам - росту, телосложению и другим - не подходит к личности Макашарипова". "Только данные судебно-медицинской и генетической экспертизы фрагментов пятого трупа, - добавил Алиев, - могут подтвердить, принадлежат ли они Макашарипову".
Но уже за день до заявления Алиева сам Муслим объявился в Интернете. Сайт чеченских сепаратистов "Кавказ-центр" опубликовал послание Макашарипова, в котором он утверждает: "Слухи о моей смерти преувеличены". "Хвала Аллаху, нахожусь в добром здравии", - заявил Макашарипов в письме, якобы присланном по электронной почте. "Пятеро наших братьев-моджахедов из исламского джамаата "Шариат" пали геройской смертью шахидов в бою с русскими оккупационными войсками", - говорится в послании, изобилующем цитатами из Корана. Боевик также объявил, что против моджахедов "были брошены крупные элитные спецподразделения - "Альфа", СОБР и т.п., использованы огнеметы, противотанковые гранатометы, привлечены вертолеты, брошены бронетехника и танки", а российские войска понесли "крупные потери в живой силе, которые они тщательно скрывают от общественности". Муслим также уверяет, что те, кто предал его братьев, уже известны моджахедам и "скоро будут уничтожены".
Нет никаких доказательств, что письмо действительно написано Макашариповым. Очевидно лишь, что пропагандистская машина главного идеолога экстремистов Мовлади Удугова раскрутила "ни живого ни мертвого" Муслима на полную катушку, воспользовавшись ошибкой российских силовиков. Послание написано явно рукой не боевика, но опытного пропагандиста. В письме, кстати, названы имена уничтоженных в Махачкале боевиков: Муаз Саситлинский, Шамиль Тебекмахинский, Иса Тляратинский, Шамиль Шодродинский, Мухаммад Шодродинский (по традиции бандиты называют друг друга не по настоящим именам, а по присвоенным в отрядах прозвищам, вторая часть которых образуется от названия родовых сел - Саситли, Тебекмахи, Тлярата, Шодрода и т.п.). Силовики, естественно, никак не комментируют это интернет-послание. В УФСБ России по Дагестану заявляют, что комментировать пока нечего: "Мало ли кто что может распространить в Интернете". Понятно, что до завершения генной экспертизы (от пятого трупа остались лишь фрагменты, уместившиеся в двух полиэтиленовых пакетах) у правоохранительных органов не будет аргументов в информационной борьбе. В тоже время шансов, что последним убитым бандитом окажется Макашарипов, крайне невелики.
Боевиков найти не удалось
Между тем в конце прошлой недели в трех республиках Северного Кавказа была проведена крупномасштабная "контрольно-профилактическая операция", направленная на "пресечение экстремистской и террористической деятельности". В Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачево-Черкесии с 19 по 22 января было проверено около 25 тысяч частных домов, множество гостиниц, общежитий, рынков и крестьянских хозяйств. Основной задачей правоохранительных органов было выявление членов бандитского подполья, находящихся в розыске преступников и нелегальных мигрантов. Надо отметить, что это уже третья подобная операция на Северном Кавказе с начала 2005 года: в начале января профилактический рейд был проведен в Дагестане, 12 января такая же работа проводилась в Ингушетии.
На этот раз рейд охватил сразу три региона. Как рассказали ГАЗЕТЕ источники в силовых структурах, все рейды были запланированы еще в конце прошлого года: "Естественно, об этом знали только руководители подразделений. Делалось это для того, чтобы все шло в обстановке строгой секретности. Сами понимаете, никто не был заинтересован в том, чтобы уведомлять боевиков".
Начало операции, как правило, зависит от получения спецслужбами оперативной информации об активизации в том или ином регионе экстремистов. 19 января очередной рейд начался с перекрытия административных границ республик. В основном все мероприятия проводились силами местных МВД, а также двух мобильных отрядов МВД России, приданных групп ГУВД Ставропольского края и подразделений внутренних войск.
В Ингушетии рейд затронул практически все большие и малые населенные пункты Малгобекского, Сунженского и Назрановского районов республики. Там было обнаружено семь тайников с оружием, из которых изъяты три ручных противотанковых гранатомета, 57 выстрелов к ним, пулемет, электродетонаторы, 4 мины, 24 ручные гранаты. Самая крупная находка была сделана у села Аки-Юрт. В схроне лежали крупнокалиберный танковый пулемет (КПВТ), множество боеприпасов, гранаты и мины. В ходе рейда по Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачево-Черкесии милиционеры занимались также проверкой паспортного режима и досмотром автомобилей. Все данные проверялись по базам. В результате удалось выявить 63 правонарушителя, 43 из которых находились в розыске за ранее совершенные преступления. Еще 68 человек были привлечены к административной ответственности за нарушение паспортного режима (в основном это граждане Таджикистана). При этом нужно отметить, что нарушители паспортного режима считаются задержанными лишь на период составления административного протокола. Затем их отпускают после предупреждения или оформления штрафа. К числу предупрежденных относилось немало престарелых жителей отдаленных сел, имевших при себе паспорта еще советского образца. Среди пяти тысяч проверенных автомашин было найдено три находившихся в угоне.
Кроме того, в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии во время рейда сотрудники уголовного розыска задержали четверых находившихся в розыске местных жителей, подозреваемых в убийстве местного участкового и его жены. Все задержанные - ваххабиты, сейчас они находятся в СИЗО. В Кабардино-Балкарии было раскрыто убийство, совершенное в декабре прошлого года и вызвавшее большой общественный резонанс в республике. Тогда был зверски убит водитель из Пятигорска, занимавшийся частным извозом.
Как бы то ни было, но боевиков в ходе трехдневной операции найти не удалось. "Честно говоря, лиц, причастных к организации и проведению терактов, соучастию в каких-либо других аналогичных тяжких преступлениях, задержано не было", - заметили по результатам операции в УФСБ Ингушетии. Подобная ситуация сложилась и в других проверенных республиках.
Тем не менее оперативники отмечают, что нельзя недооценивать общего профилактического эффекта подобных "пугательных рейдов", поскольку они дают возможность четко отслеживать обстановку, мешая затеряться среди местных жителей тем, кто прибывает в республику с преступными намерениями.
Сергей Расулов, Светлана Медведева, Владимир Баринов
Опубликовано 23 января 2005 года