14:56 / 03.02.2005"Тихий" Наур

Наурский район Чеченской Республики, по отзывам его жителей, "место спокойное, но людей воруют". Действительно, в Науре - крепкие дома, гуси-утки вальяжно расхаживают по пустынным улочкам станицы. Всегда считалось, что война обошла север Чечни стороной: равнину российская армия прошла, не встретив сопротивления. Часто можно услышать, что районы, расположенные вдоль Терека, во вторую кампанию остались лояльными Москве. То есть бояться как бы нечего. Все невиновны a priori. Но лица при этом напряжены, и взгляды, брошенные на незнакомцев, проходящих мимо окон, недоверчивы.

Безлюдье - знаковый символ страха и сознания, искореженного десятилетним беспросветом. Еще одно проявление этого сознания - улочка, ведущая к бывшему зданию универмага на центральной площади. Бывшему, потому что однажды пришли "компетентные лица" и поинтересовались глубиной его подвалов Видимо, она их устроила. Сейчас ведутся ремонтные работы. Вместо универмага  - управление  ФСБ. А неподалеку - кафе. Хозяева потрудились над его дизайнерским решением на славу, и не заметить его невозможно. Улочку перекрывают декоративные ворота a la Аушвиц. Они чуть пониже,  чем в Освенциме, но внешне очень похожи. В виньетке - название заведения: "Пропуск в рай".

Все аллюзии у местных жителей явно записаны на подкорке. Это только на первый взгляд подобные названия кажутся изысками: в паре километров затерялся между двухэтажными барачными домиками печально знаменитый следственный изолятор "Чернокозово". Окна квартир смотрят прямо во двор СИЗО. В домиках живут просто люди, до которых иной раз доносятся звуки. Свидетели? Навряд ли...Они очень боятся. Когда проходишь мимо облупленных железных ворот, рядом с которыми покосилась какая-то будка, каким-то уж слишком нереальным кажется взмах рукой в сторону нелепых домиков, чуть выглядывающих над забором, и "экскурсионная" фраза "гида": "А это - Чернокозово. На переднем плане - сам ИВС. Чуть дальше в глубине за ним - "зона". Туда привозят после приговора. Потом этапируют дальше". Однако, достопримечательность!

Вместо рекламы - противоминные плакатики. Проблема "мирного" Наура - мины. Кроме обычных мин, в поисках которых саперная разведка регулярно прочесывает дороги, народ здесь подрывается на ловушках. В декабре 2003 года - серия подрывов детей, подобравших на улице белые пластиковые зажигалки. Взрывотехники не успокоились и в этом году. На сей раз вместо зажигалок в дело пошли фонарики. Последняя жертва "фонарика" - дежурный электротехник "Нурэнерго".

Бородатые ребята в камуфляже, устанавливающие "порядок" в соответствии с заветами Ахмат-Хаджи, встречаются в Науре реже, чем в большинстве районов Чечни. Но это - "временная недоработка". Сейчас они наведываются сюда для выполнения "спецмиссий" из Гудермеса. Но в планах - открытие "представительства" кадыровской Службы Безопасности в Наурском районе. Цель - обеспечить контроль над деятельностью таких "беззаконных" органов правопорядка, как милиция и прокуратура. Уже есть кандидатура на пост главного "представителя" вице-премьера: некий Магомед. По отзывам знающих людей, при Масхадове он "имел влияние", хотя никаких постов не занимал. Видимо, для того чтобы иметь влияние при Кадырове-младшем, нужен пост.

Кроме "кадыровцев", есть "ямадаевцы" - бойцы спецбатальона ГРУ "Восток", именуемые так по фамилии своего шефа, бывшего бригадного генерала свободной Ичкерии, а ныне - командира подразделения генштабовской военной разведки. Они стоят в Алпатово. Говорят, ведут себя нехорошо. То директора госхоза изобьют. То на чужое добро позарятся. Два месяца назад в станицу Николаевскую приехал погостить московский предприниматель Тимур Джабраилов. Все семейство отправилось в гости к главе администрации села поздравить с днем рождения. А в это время бравые ребята подкатили на своих "девятках", взломали ворота. Награбленное добро стали грузить и в свои, и в хозяйские машины. В это время проходил мимо начальник охраны главы администрации. Возвращался он с того же праздника. Поэтому сильно удивился, увидев открытые ворота дома, с хозяевами которого только что попрощался. Когда вошел, его сильно ударили по голове. А чтобы лучше понял, "обвели" контур лежащего тела автоматной очередью. Угнанную машину потом нашли у "ямадаевцев".

Кроме "ямадаевцев", есть активисты двух общефедеральных партий: "Единой России" и "Родины". В единороссах - весь аппарат чиновников: "Не то, чтобы заставляют... Но если ты должность занимаешь, то иного выхода нет". Как раньше в КПСС... "Родина" не менее активно вербует своих сторонников среди тех, кто недоволен партийной кухней "Единой России". Что же касается отношения господина Рогозина к нацменьшинствам вообще, и к чеченцам, в частности, то лидер Наурской ячейки "Родины" уверен, что недружелюбное отношение Рогозина к его народу осталось в прошлом. Он, Рогозин, по мнению его чеченского сопартийца, уже осознал глубину трагедии чеченского народа и кардинально поменял отношение к нему.

А тем временем в Науре забирают людей. Тех самых, невинных, которые не сопротивлялись началу войны. Конечно, реже чем в Грозном или Ведено. Где-то раз в неделю...18 января забрали семнадцатилетнего мальчишку. Приехали днем, но все были в масках. За что? Никто не знает... Возможно, потому, что в 2000 его, тогда двенадцатилетнего, два месяца держали в Чернокозово. Тогда выбросили через два месяца. В этот раз через неделю... Соседи видели, что он был избит. Теперь его вынуждены прятать. Чтобы не потерять навсегда. 

24 января около полуночи в дом Хасана Магомадова ворвались вооруженные люди в камуфляже. Все говорили на чеченском. Сначала стучали к соседской бабушке, которая жила в другой половине дома. Та не открыла. На вопрос: "Где Хасан?" ответила: "Уходите... Нет здесь такого". Они, конечно, старшего не послушали, и, выбив дверь лоджии, оказались на половине Хасана. А Хасан в это время спал на кухне. Он очень устал в тот день: весь день виноградник обрабатывал.

Визитеры так наследили в доме, что родственникам не трудно было восстановить картину происшествия. Около шести человек долго возились, чтобы скрутить Хасана. Они разбили все цветочные горшки, перевернули стол, на полу и стенах были стены крови. Когда Хасана все-таки вытащили на улицу, он все еще сопротивлялся. Тогда соседи услышали два выстрела, а утром нашли гильзы. Там же во дворе соседи нашли ботинок Хасана и куртку, в кармане которой лежал паспорт. В щелочки между штор они смогли разглядеть, как в багажник машины похитители бросили какой-то черный мешок. Этим "мешком" и был Хасан.

В семье Магомадовых было четыре брата. Двоих, Хусейна и Хасана, похитили. Хусейн в первую войну воевал. Во второй участия не принимал. Говорят, не захотел. Уж слишком эта новая кампания не дотягивала до его представлений об освободительной борьбе. Был амнистирован. Не помогло. В марте 2004 года его обезглавленное тело нашли в могиле около озера Капустино в том же Наурском районе. Его все-таки смогли опознать, и для родных он перестал быть без вести пропавшим.

Их матери сейчас за семьдесят. Ей не решились рассказать правду. Сказали, что Хасан уехал и скоро вернется. И поэтому она его ждет.

Оксана Челышева Наурский район, Чеченская Республика

Опубликовано 1 февраля 2005 года
Автор: