Два дня, 7 и 8 февраля, в столице Северной Осетии Владикавказе проходила конференция "Роль интеллигенции в формировании гражданского общества на Северном Кавказе" организованная представителями Фонда Карнеги Мартой Олкотт, ведущим научным сотрудником Фонда Карнеги и Алексеем Малашенко, членом Научного совета Московского центра Карнеги.
"Цель конференции состоит в том, чтобы понять, что думает интеллигенция, как мыслящая независимая часть общества о том, что происходит конкретно на Северном Кавказе и во всей России, потому что эта проблема остра и для Москвы, и для дальнего Востока, и для Сибири, - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко. - А на Северном Кавказе, во-первых, в связи с постоянной кризисной ситуацией, во-вторых, с остротой этнических проблем, религиозных проблем. Я думаю, что роль интеллигенции очень велика. Поэтому мы сегодня и обсуждаем этот вопрос".
Представлявший на мероприятии Чечню доктор филологических наук Мусса Юсупов говорит: "Из социологических исследований ясно, что большинство народов Северного Кавказа ощущают духовную близость между собой. А что происходит? Блокпосты, трагедии.- В Чечне же мы наблюдаем разорванность и отчужденность от гражданского российского общества. Да, гражданство у них российское, но это все формальности. А что мы наблюдаем на всем российском пространстве? Интеграцию в европейское общество. И этому есть объяснение. 82% россиян не чувствуют себя в безопасности. А вообще, Северный Кавказ будет представлять угрозу по той мере, по которой будут разжигаться межнациональные конфликты".
В первый день проведения конференции вопросу обстановки на Северном Кавказе уделили мало внимания и дискуссия свелась к тому, есть ли интеллигенция вообще и какова ее перспектива. "Сегодня российская интеллигенция превратилась в реликт. Она еще есть, но уже находится в реликтовом состоянии", - говорит Энвер Кирсиев, ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат философских наук.
"Что мы обсуждаем? Как этот реликт будет влиять на ситуацию в обществе? Противоречие? - задет вопрос Тамерлан Камболов, доктор филологических наук, и сам же на него отвечает: - Нет. Интеллигент это сочетание интеллектуальных, этических и культурных ценностей. Это готовность к самопожертвованию, это и есть компромиссы, которые делают интеллигента. Это люди интеллектуального труда, они есть и будут всегда".
"Перестройка - это был пир интеллигенции. Свобода слова, свобода мысли и мнений. Теперь люди могли открыто все обсуждать. Но пришел хаос и интеллигенция оказалась на задворках, - говорит Энвер Кирсиев.
"Вам не кажется, что когда интеллигенция сидела на кухне и шепотом обсуждала какие-то вопросы, она просто была не готова к такой свободе? Именно тогда интеллигенция стала превращаться в реликт", - отметил Алексей Малашенко.
Во второй день, 8 февраля, на конференции подводились итоги, общее обсуждение роли интеллигенции. Докладчики разделились во мнениях по поводу перспективы интеллигенции.
"Интеллигенция является реликтом советского социалистического общества",- констатировал Энвер Кирсиев. - В настоящее время она испытывает один из самых катастрофических кризисов. Фактически интеллигенция исчезает как какая-то социальная сила в российском обществе. У интеллигенции нет никакой перспективы в будущем".
"Мы забываем, что за нами идут молодые, которые будут интегрировать завтрашние процессы в стране. Перемены происходят, и какая-то часть высоколобых специалистов вызреет и в России. Мне кажется, идет позитивный процесс",- говорит Светлана Минц, руководитель Регионального центра историко-психологических исследований (Краснодар) доктор исторических наук, профессор.
"На двухдневной конференции не сказали о главном: как интеллигенция формирует общественное сознание в плане национальных конфликтов на Северном Кавказе, - констатировал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Хасан Дзуцев, директор Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН. - В этом плане интеллигенция играет негативную роль. Они формируют не общегражданские позиции. В свое время, ингушская интеллигенция придумала, что для каждого ингуша врагом номер один является осетинский народ. И на этой основе они объединились".