Международная Хельсинская федерация по правам человека (МХФ) и Правозащитный центр "Мемориал" вчера, 7 февраля, предоставили статистическую и корреспондентскую информацию по правонарушениям в Чечне за прошедший год и поведали о новом аспекте кризиса - "чеченизации" конфликта. В качестве примера правозащитниками были приведены факты похищения родственников Аслана Масхадова, к которому, по их информации, причастны силовые структуры подвластные вице-премьеру правительства Чечни Рамзану Кадырову.
По словам исследователя МХФ по Северному Кавказу Александра Мнацаканяна, ситуация в Чечне сложилась новая по сравнению с той, что можно было наблюдать еще год или полтора года назад. "Уже тогда от различных представителей Федеральных войск в Чечне можно было слышать о том, что активность боевиков значительно снизилась, а основное беспокойство (по разным оценкам до 75% правонарушений) доставляют вооруженные люди Рамзана Кадырова. На данный момент ситуация достигает своего логического завершения, хотя, может быть, это просто пик", - заключил Александр Мнацаканян. Военнослужащие говорят журналистам и правозащитникам примерно одно и тоже: намного больше преступлений исходит от так называемых "кадыровцев" - вооруженных формирований, чей статус весьма туманен.
Прямого противостояния между специальным полком имени первого президента Чеченской Республики Ахмад-Хаджи Кадырова, возглавляемым его сыном и федеральными силами - нет. В тоже время нет и точного количественного учета штыков кадыровского формирования. По официальным данным, в составе полка - 1250 человек, по неофициальным - 2500. По другим данным, эта и вовсе структура, представляющая подобие казачьей вольницы. На вопрос, кто может пролить свет на эту ситуацию, и кто контролирует их вооружение, военнослужащие довольно высокого ранга пожимают плечами, ссылаясь на подневольность начальству. "Кроме того, - добавил Александр Мнацаканян, - сразу несколько представителей федеральных войск и МВД РФ приводят одну и ту же цифру; в отрядах Кадырова находится 86 человек, числящихся в федеральном розыске".
Как уточнила исследователь МХФ по Северному Кавказу Татьяна Локшина, разговоры об официальном формировании второго кадыровского полка ведутся давно. При этом одни люди в МВД РФ подтверждают информацию о его формировании, другие, напротив, уверяют, что он никогда не будет сформирован. "На фоне этого, - продолжила Татьяна Локшина, - проходит заявление для прессы от официальных лиц Южного федерального округа, в котором говорится, о формировании Алу Алхановым собственной службы безопасности. Якобы, после этого кадыровский полк будет упразднен. В тот же день Рамзан Кадыров опровергает это заявление, говоря, буквально следующее: "Президентский полк будет существовать до тех пор, пока мы живы".
Не так давно Р.Кадыров был приставлен к высокой государственной награде - званию Героя России. После чего начались разговоры, что Рамзан Кадыров получил награду в качестве последнего отступного подарка из федерального центра. По логике вещей, сразу за этим должно последовать его устранение с чеченской политической сцены и перевод в одно из силовых ведомств, в Москву. "Впрочем, Кадыров, - отметила Т.Локшина, - приняв награду, совершенно не торопится покидать Чечню. Более того, угрожает Алу Алханову расправой, буде тот подпишет соответствующий документ".
На деле свою силу Кадыров подтверждает с помощью спецопераций, направленных на смещение высокопоставленных людей в лояльных Алханову силовых ведомствах Чечни. Такие операции проводятся под неизменной маской декларируемой борьбы с вооруженными сепаратистами. Последняя, подобная акция была проведена в Веденском районе Чечни. Местные жители уверяют, что колонны "кадыровцев" ехали через село двадцать минут. Вместо заявленной операции, вооруженные люди в камуфляже сняли с должности начальника местной милиции. "От двенадцати ключевых сотрудников района, - утверждает Татьяна Локшина, - потребовали заявления об уходе в течение суток, под угрозой обвинения в связи с боевиками. Разумеется, все двенадцать заявлений были поданы в срок. К бухгалтеру местного РОВД, девушке по имени Марика, обратились с тем же требованием, однако назначенный срок составлял 48 часов. По неизвестным причинам девушка заявления не подала, на третьи сутки она исчезла и ее местонахождение до сих пор неизвестно".
Приведенный сюжет аналогичен описанному в пресс-релизе "Мемориала" имевшему место в Аргуне, когда Кадыров сместил тамошнего мэра, не только не спрося совета у руководства Чечни, но, даже не поставив никого в известность. Удивительно, но президент Чечни Алханов и общественность Аргуна промолчали. Возможно, дело в близости Аргуна к кадыровской вотчине - Гудермесу.
Заложниками этих внутренних "военных игр" становятся мирные люди. Граждане Чечни, получающие денежную компенсацию, подвергаются рэкету со стороны все тех же "кадыровцев". "По ночам люди перестали открывать двери домов даже на крики о помощи, что, несомненно, говорит о переломе на уровне менталитета", - с горечью констатировал Александр Мнацаканян.
"Кадыровских солдат, - заверила Татьяна Локшина, - панически боится местное население. Этот страх значительно сильнее страха перед федеральными войсками. Дело в том, что российские солдаты и сотрудники МВД РФ находятся в Чечне очень давно, к ним успели привыкнуть. "Кадыровцы" куда как опаснее для местных жителей с точки зрения преследования целых семей или похищения отдельных родственников. Преследовать человека им легче и сподручнее. Федеральные войска просто не обладают столь полной информацией о жизни местных людей".
Местные жители могут долго и в красках живописать преступления "федералов", но на прямой вопрос о "кадыровцах", собеседник с большой долей вероятности откажется отвечать. Одно из последствий такой реакции - снижение официально зарегистрированного числа похищенных людей. Родственникам похищенных проще и безопаснее молчать или пытаться идти на переговоры с похитителями. Получается статистическая видимость улучшения ситуации с похищениями людей - примерно 20%-ное улучшение.
Собственную статистику похищений в сопоставлении с официальными цифрами привел член совета ПЦ "Мемориал", сотрудник программы "Горячие точки" Александр Черкасов, предварительно отметив, что заведомо неполна ни та, ни другая.
"По данным "Мемориала", из-за ограниченных средств осуществляющего мониторинг ситуации всего на третьей части Чечни, в 2004 году было похищено 396 человек. В 2003 было зафиксировано 495 случаев похищения людей. При отмеченной неправдоподобности улучшения ситуации, действительно сократилось количество людей из числа похищенных и найденных позже мертвыми со следами пыток или насильственной смерти: с 52 в 2003 г., до 24 в 2004 году. Из 396 похищенных в 2003 году освобождено, в том числе при личном содействии Рамзана Кадырова, 189 человек. В каждом случае, похитителями оказывались сотрудники силовых ведомств Чечни. Что симптоматично, ни одно уголовное дело против них не было возбуждено", - отметил А.Черкасов.
"Официальная статистика не может предоставить сколько-нибудь последовательных данных. 13 октября 2004 года и.о. уполномоченного по правам человека в Чечне Лема Хасуев объявил похищенными за последние 4,5 года больше, чем 2,5 тысячи человек. 27 декабря 2004 года начальник управления Генрокуратуры РФ по ЮФО назвал цифру в 2437 человек, из которых 347 было освобождено. Отсюда выходит, что число похищенных составляет 2090 человек. А в сентябре 2004 года в ходе визита в Россию комиссар Совета Европы по правам человека имела собственную цифру, примерно 2300 человек. В списках исчезнувших рабочей группы правительства Чечни, речь идет о 2800 людях". Александр Черкасов предположил, что возможное число похищенных людей за последние пять с половиной лет, колеблющимся между 3,5 и 5 тыс. человек.
"В минувшие выходные, - заявил председатель ПЦ "Мемориал" Олег Орлов, - в Москве побывали Рамзан Кадыров и Алху Алханов, прибывшие вместе. Уехали они уже или нет - пока неизвестно". Наверняка федеральный центр ищет возможности примирения двух политических фигур.
Пока же похищения продолжаются и только за прошедший месяц, по информации ПЦ "Мемориал" в Чечне было похищено 18 человек, только троих из них удалось освободить, а еще один объявлен силовыми структурами находящимся под следствием.