Советский районный суд Краснодара на днях оправдал сотрудников медицинского вытрезвителя, которых обвиняли в халатности, повлекшей смерть призывника Михаила Шостака. Двадцатилетний парень умер на операционном столе от внутреннего кровотечения в декабре 2002 года. "Скорая" в тот день привезла его из вытрезвителя Карасунского УВД, врачи констатировали многочисленные повреждения внутренних органов. Родители погибшего уверены, что без участия милиционеров здесь не обошлось.
В марте 2004 года майор милиции Анатолий Вернидуб и капитан милиции Андрей Морозов, дежурившие в день гибели Шостака, уже были приговорены к трем годам лишения свободы условно по статье "Халатность". Но новый суд этот приговор отменил, и судья напомнил сотрудникам милиции, что они "могут взыскать моральный ущерб, понесенный ими в связи с уголовным преследованием". Для родителей Михаила это был удар ниже пояса...
В тот вечер Михаил Шостак отмечал свои проводы в армию - его отправляли в Москву, в Президентский полк. Проводив друзей, он возвращался домой и был задержан нарядом милиции. Определив "среднюю степень" опьянения, сотрудники милиции отвезли парня в вытрезвитель. Что произошло с парнем дальше, достоверно так и не установлено. По версии следствия, Шостака избил другой доставленный в вытрезвитель краснодарец - Сергей Чудак.
Суд по обвинению Сергея Чудака в нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, состоялся в апреле 2003 года. Ему дали 9 лет лишения свободы. На суде Чудак не признал себя виновным, объяснил, что по причине сильного опьянения ничего не помнит. Однако родители Михаила не поверили, что в смерти их сына виновен один только случайный знакомый их сына. Сотрудники вытрезвителя как минимум эту драку допустили, кроме того, не оказали своевременную помощь пострадавшему.
Александр и Галина Шостак, в прошлом - сотрудники милиции с многолетним стажем, провели собственное расследование и обнаружили массу шокирующих фактов, на которые следствие внимания почему-то не обратило. "Мы нашли врача, который осматривал нашего сына, - рассказала "НИ" Галина Шостак. - Он сообщил, что первоначально "скорую" Мише вызвали по причине алкогольного отравления. Причем следы крови стерли, поэтому врачи сначала даже не поняли, что пациент сильно избит. Время было упущено. То, что сотрудники милиции обманули врачей, заставило нас думать, что дежурившие в ту ночь в вытрезвителе виновны не только в халатности".
Были и другие причины подозревать сотрудников вытрезвителя в причастности к гибели Шостака. Данные экспертизы говорят о том, что пострадавшему было нанесено не менее 20 ударов, причем били его тяжелым предметом. В результате - разрыв печени, ушиб сердца, перелом ребер. Ну не мог крепкого парня так избить один единственный сосед по койке, считают родители погибшего. Судя по характеру повреждений, Шостак активно защищался, на правой руке у него были ссадины от нанесенных им самим ударов. А вот у Сергея Чудака не было никаких синяков, значит, в избиении участвовал кто-то еще. Александр Шостак потребовал выдать ему вещи сына и выяснил, что на куртке видны следы крови. После проведения нескольких дополнительных экспертиз выяснилось, что на одежде убитого есть и отпечатки обуви. Выходит, Михаила избивали до того, как доставили в палату: он и его сосед Чудак были помещены туда уже раздетыми и без обуви. "Мы нашли свидетелей преступления - в тот вечер в вытрезвителе находились 27 человек доставленных, - рассказывает Галина Шостак, - некоторые из них видели, как Миша заступился за человека, которого избивал сотрудник милиции. После этого его куда-то увели. Когда его бросили на койку в комнате, у него из горла уже шла кровь".
Несмотря на то, что версия о виновности милиционеров в избиении Шостака не рассматривалась, приговор по статье "Халатность" все же прозвучал. И вот теперь дело вновь пересмотрено. Анатолий Вернидуб и Андрей Морозов приговором Советского суда Краснодара признаны невиновными. Морозов уволился из милиции по собственному желанию, Вернидуб продолжает служить, хотя на время рассмотрения дела и был отстранен от исполнения обязанностей. Родители Михаила Шостака подали кассационную жалобу на это решение в Краснодарский краевой суд.
Сергей Перов
Опубликовано 10 февраля 2005 года